Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ильина Наталья Евгеньевна

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России указом Президента 2017 год объявлен Годом экологии.  Напряжённая экологическая обстановка нашего времени требует от дошкольного образования не только освоения детьми знаний о предметах и явлениях, но и формирования бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать щадящим и сберегающим образом. Одним из средств организации экологического образования дошкольников могут стать экологические праздники в детском саду. Экологический праздник – одна из относительно новых форм дошкольного образования, которая уже завоевала популярность среди взрослых и детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

                 Экологический праздник «Здравствуйте, птицы!»

                               для детей старшей группы

          Цель:      заинтересовать старших дошкольников экологическими проблемами (забота о птицах, охрана и помощь человека), показать значение птиц в природе и жизни человека, воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям, вызвать эмоциональный отклик, развивать творческие способности детей, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

  1. Предварительная работа (виды)
  • Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:     внесение экологических игр по теме, поделок из природного и бросового материала, подборка детских книг.
  • Беседа.    Познакомить детей с историей праздника. 1 апреля – Международный день птиц. Праздник возник ещё в 1894г. в США и затем стал международным. В России его начали отмечать в XIX веке. День птиц в нашей стране имеет свои национальные традиции. Это время возвращения многих перелетных птиц, поэтому в этот день вывешивают скворечники, обустраивают места обитания для водоплавающих птиц и т.п. Кроме того, во вторые выходные мая отмечается Всемирный день мигрирующих птиц.

            На Руси издавна считалось, 22 марта, в день весеннего равноденствия, в этот день из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Радовались прилёту звонких пичуг и стар и млад, ведь следом за жаворонками не только тепло по земле разливалось, но и сорок птиц домой возвращались. К их прилёту готовили кормушки и скворечники, вырезали из дерева забавные птичьи фигурки. В этот день песенками и закличками, печёными жаворонками призывали приход весны. Выпекали из теста жаворонков, голубков, ласточек, сладкие колобки. В каждом доме пытались испечь такие птичьи фигурки, каких никто ещё не видывал. Им золотили крылышки и головки, их украшали сухими ягодами, маком и конопляными семечками.

  • Познавательный рассказ на тему «Птицы зимующие и перелётные», «Какую пользу приносят птицы?»
  • Организовать наблюдения на участке. В зимний период наблюдать, какие птицы прилетают на территорию детского сада, найти их самые любимые места, нарисовать «портрет» птиц. Весной вспомнить, какие птицы прилетали зимой к кормушкам (свиристели, синицы, снегири), исследовать, есть ли они сейчас на территории детского сада. Обсудить, нужны ли весной и летом кормушки  для птиц, обсудить, в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц?
  • Экскурсия с детьми в лес, наблюдение за птицами. Наш город расположен в красивом сосновом лесу, что позволяет проводить такие сезонные наблюдения. Кроме того, у детей формируется опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде, например, соблюдение правил поведения в местах гнездования птиц.
  • Акции.      Задачи: формировать заботливое отношение к пернатым, развивать эмпатию.        
  1. «Мастерим кормушки для птиц»     Привлекать родителей, бабушек и дедушек (социологический аспект)
  2. «Покормите птиц зимой!»    Ежедневные трудовые поручения. Задачи: поощрять стремление заботиться о птицах, учить применять знания, как и чем кормить, воспитывать ответственность.  
  3. «Развесим скворечники!»     Обязательно обратить внимание родителей и детей, что прибивать скворечники нельзя, это повреждает деревья. Скворечники нужно закреплять, например, с помощью проволоки.
  • Организованная образовательная деятельность:     рисование «Портрет птицы», «Как розовые яблоки на ветках снегири», конструирование из бумаги «Грачи», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», лепка «Моя любимая птица», объёмная аппликация «Скворечник на дереве».

           Художественная литература, чтение: Н.Сладков «Птицы», В.Бианки «Синичкин календарь», «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», М.Горький «Воробьишко»    

                Разучивание пословиц и поговорок о птицах, обсудить их значение:

          Красна птица перьем, а человек - ученьем

         Человек без родины, что соловей без песни

         Увидел грача – весну встречай

         Птиц приманивают кормом, а человека словом.

        Заучивание стихотворения И.Мазнина «Давайте дружить»

        Заучивание стихотворения Жуковского «Жаворонок», обратить внимание детей на яркость образов, точность рифм, напевность мелодии. Предложить рассказать о чувствах и эмоциях, вызванных произведением.

Слушание музыки «Весенние голоса»

  • Игровая деятельность:

      Дидактическая игра «Что за птица», учить узнавать птицу по описанию, составлять описание по плану, указывать характерные признаки, особенности поведения, развивать связную речь, воображение

       Хороводная игра «Аист и лягушата» сл. и муз. С.Насауленко. Учить выразительно выполнять игровые действия.

        Подвижная игра «Ласточка». Развивать ловкость, быстроту реакции, обогащать двигательный опыт,

          Хороводная игра «Грачи летят», русская народная игра

          Игра – хоровод «Ворон», русская народная мелодия

  • Участие в городском конкурсе рисунков «ПРО + ЭКО», тема «Лягушка-путешественница»
  • Выпуск газеты «Птицы – наши друзья!» с рисунками детей, фотографиями участия в экологических акциях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников, фотографиями птиц на территории детского сада и в природе. Лейтмотив газеты: птиц очень много и все они нужны в природе. Тем из них, кто живёт в городе, люди помогают.  
  • Творческая мастерская.         Организовать совместную с родителями выставку рисунков, плакатов, поделок по данной теме.

Вместе с родителями создать декорации к музыкальному празднику, атрибуты и костюмы птиц для детей.

  • Сценарий экологического праздника составляется музыкальным руководителем, воспитателями, можно привлечь к помощи родителей, поинтересоваться мнением детей. Распределяются роли, заучиваются, проводятся репетиции.    

                                  2. Форма проведения праздника.

           Проводится в форме театрализованного праздника.

                                                             Сценарий.

Дети заходят в зал под музыку «Весна-красна идёт», выполняют танцевальные движения, встают полукругом.

                  

                              Снова к нам пришла Весна, сколько света и тепла!

                              Тает снег, журчат ручьи, скачут в лужах воробьи.

                              Ручейки на улице всё журчат, журчат,

                              Журавли курлыкают и летят, летят…

                              С веток падает капель, и слышна синицы трель.

ПЕСНЯ «Ой, бежит ручьём вода» (Веснянка) 

Ведущий:      Услышали птицы весенний призыв, скоро на родину вернутся из дальних стран. Будем для них домики строить!

Дети:      Пришла весна! Пришла весна! Построим птичкам мы дома!

ЭСТАФЕТА: «Кто быстрей построит дом для птиц»

Весна:     Терема-дома готовы. Прилетайте, новосёлы!

Ведущий:        А кто к дому прилетает мы сейчас и отгадаем.

ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ

          Труд в саду он уважает, гусениц уничтожает!

          Есть на дереве дворец, в нём живёт с семьёй…   (скворец)

Два ребёнка собирают скворечники (пазлы), остальные говорят:

Дети:       Прилетит весной скворец, для него готов дворец.

                 При дворце весёлый сад. Он всему на свете рад.

Пойдём в лес, послушаем, о чём поют птицы

Сороки:       Мы сороки-белобоки, мы летали по лесам,

                     Побывали тут и там.

                           Прилетел к нам соловей, правду говорим, ей-ей!

                           Он сидит на ветке какой-то незаметный.

                            Толи дело я – кафтанчик новый у меня,

                            Бело-чёрный цвет приметный, и для всех зверей заметный.

Ведущий:        Захотели птицы посмотреть на нового соседа, прилетели, пришли.

Дятел:            Правда, больно неказист, у него неяркий вид.

                       А мой красненький берет, так горит, как маков цвет.

Синичка:        Соловей – серенькая птица.

                        Со мной может ли сравниться?

                              Для птицы главная забота - ловить личинок, червяков,

                              Вредных мошек и жучков.

                              А умеет ли соловей это? Убедимся в этом летом.

Грач:               Но птица ещё петь должна, я это знаю, гра-гра-гра!

Кукушка:        Пою я, сидя на суку: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

Воробей:         А я, весёлый озорник, пою с утра вам: «Чик-чирик!»

Ворона:           А Соловей молчит сейчас, давайте я спою для вас.

Ведущий:         И тут Соловей запел…

ПЕНИЕ СОЛОВЬЯ

Ведущий:         И все звери, птицы и насекомые замерли, заслушавшись соловьиным пением. Не важно, что на вид Соловей скромный, неброский, зато своим пением он дарит радость всем и несёт в мир красоту и счастье.

Дети:         Нет фальши в песнях птиц и вод,

                  Деревьев, трав, и каждой твари божьей.

                  Всё в мире голосом своим поёт,

                  На голоса другие непохожим.

Ведущий: Какие ещё птицы возвращаются к нам из тёплых стран весной?

ИГРА «Найди перелётных птиц»

ПЕСНЯ «Ласточка»        сл. И. Шаферана, муз. Е.Крылатова

Ведущий:           И вот последняя задача: проверим ловкость мы ребячью.

НАРОДНАЯ ИГРА:          ОЙ, КАЧИ, КАЧИ

                                Ой, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи!

                                Глянь, баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи!

                                С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи.

                                Налетели тут грачи, похватали калачи!

                                Кто калач возьмёт, тот играть начнёт!

Дети встают в «ручеёк». Ведущий перед ними держит кольцо (калач). Пока звучит музыка, пары проходят в воротики. Музыка останавливается, пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. По команде дети из пары бегут в разные стороны. Побеждает тот, кто первый ударит по «калачу».

             Дети выстраиваются полукругом, читают стихи:

             

       Здравствуйте, птицы! Вы с нами, мы с вами будем соседями, будем друзьями!    

       Здравствуйте, птицы! Грачи и стрижи, серые голуби соловьи!

       Здравствуйте, птицы! Как вам живётся? Много ли крошек найти удаётся?

       Много ли нынче рябины в садах? Много ли гусениц в наших лесах?

       Здравствуйте, птицы! Мы ждём ваших песен! С ними мир добр и ласков и весел!

       С вами на свете приятнее жить. Будем же с птицами, люди, дружить?

ПЕСНЯ «Весенний будильник»    сл. М. Садовского, муз. С. Соснина

                                    3. Заключительная часть мероприятия

           В заключительной части подводится итог всей работы. Артистам вручаются подарки: дети подготовительной группы изготовили для них объёмные аппликации «Здравствуйте, птицы!»

         Таким образом, в рамках данного мероприятия, экологического праздника «Здравствуйте, птицы!» дети совместно со взрослыми принесли пользу для окружающей среды, а именно, изготовили кормушки для птиц, изготовили и развесили скворечники, выполнили поделки из бросового материала для выставки.

                                                             Литература.

  1. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»:              

                            Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет 

                            «Первое сентября», 2009

  1.  Коротаева О.А. Экологические праздники в детском саду. http:// www.deti-club.ru/ehkologicheskie-prazdniki-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционые формы организации в экологическом образовании дошкольников в соответствии с ФГТ

Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются ...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС по экологическому образованию "КАПИТОШКА"

В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...