Главные вкладки

    "Экологическое воспитание дошкольников в соответствие с ФГОС "
    рабочая программа по теме

    Брюханцева Екатерина Владимировна

    Рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_ekologii.docx39.69 КБ
    Файл programma_ekologiya_v_detskom_sadu.pptx2.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Принято на                                                 Утверждаю

    Педагогическом совете  № 1                        заведующий  МКДОУ -

    «09» сентября 2016 г. _                                детский сад «Ромашка»

                                                            ________ Г. Ф. Нестюшенко

                                                            «09» сентября 2016 г.

                                                 Утверждена приказом

                                                от 12.09.2016 № 32/1

    Рабочая Программа

    на 2016 – 2019 учебный год

     « Экология в детском саду»

    МКДОУ – детский сад «Ромашка»

    с. Луговое Каменского района

    2016 год

    Содержание

    I. Целевой раздел        3

    1.1. Пояснительная записка         3

    1.2. Методические принципы работы с дошкольниками        5

    1.3. Ожидаемые результаты        6

    II.Содержательный раздел        7

    2.1. Программное содержание старшей разновозрастной группы        7

    2.2. . Программное содержание младшей разновозрастной группы         9

    III. Организационный раздел        12

    3.1. Условия  реализации программы        12

    3.2. Материально – техническое обеспечение программы        12

    IV. Дополнительный раздел        12

    4.1. Используемая литература         12

    I. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Актуальность данной программы заключается в том,  что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

    Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

    А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

    Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

    Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

    Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

    •  принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность);
    •  формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии);
    • средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).

    Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    • Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
    • Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
    • Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
    • Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

    Развивающие:

    • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами;
    • Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
    • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

    Воспитывающие:

    • Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
    • Воспитывать ответственность за свои поступки;
    • Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью;
    • Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

    Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

     Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

    1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

    2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

    3-й – участок детского сада;

    4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

    1.2. Методические принципы работы с дошкольниками

    Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:

    • Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
    • Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
    • Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
    • Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
    • Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
    • Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

    1.3. Ожидаемые результаты

               К семи годам ребёнок:

    • Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды.  Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
    • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
    • Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.
    • Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.
    • Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.

    II. Организационный раздел

    3.1. Содержание программы для младшей разновозрастной группы

    Месяц

    п/п

    Тема

    Содержание

    Сентябрь

    1

    «Цветы на участке осенью»

    Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

    2

     «Что нам осень подарила»        

    Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

    Октябрь

    3

    «Осеннее дерево»

    Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

    4

    «Домашние животные»        

    Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

    Ноябрь

    5

    «Сколько знаю я дождей»

    Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

    6

    «Воробей»        

    Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
    Активизировать словарь детей: зимующие,  перелетные.

    Декабрь

    7

    «Снежный хоровод»

    Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
    Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

    8

    «Зимняя

    красавица - ель»

    Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

    Январь

    9

    «Наблюдение за снегом и льдом»        

    Формировать реалистическое понимание неживой природы;

    закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии

     (снег, лед).

    10

    «Жизнь птиц зимой»        

    Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

    Февраль

    11

    «Выращиваем

     лук на окошке»

    Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание

     наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

    12

    «Дикие животные в лесу зимой»

    Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

                                             Март

    13

    «К нам весна шагает быстрыми шагами»

    Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

    14

    «Забота о здоровье»        

    Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

    Апрель

    15

    «Пернатые гости»

    Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

    16

    «Весенний пейзаж»

    Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Май

    17

    «Что такое облака, дождь, гроза?»        

    Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

    18

    «Цветущие деревья»

    Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

    3.2. Содержание программы для старшей разновозрастной группы

    Месяц

    п/п

    Тема

    Содержание

    Сентябрь

    1

    Экскурсия в осенний парк

    Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

    Беседа «Почему птиц стало меньше»

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    2

    «Перелетные птицы»

    Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».

    Октябрь

    3

    «Дождь»

    Беседа о дожде как о природном явлении.

    Загадывание загадок о дожде, зонте.

    4

    «Как увидеть воздух»

    Беседа о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом.

    Ноябрь

    5

    «Здравствуй ветер»

    Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения, о роли в жизни организмов, в том числе и человека.

    Экспериментирование с ветром.

    6

    Природная стихия – огонь

    Беседа о пользе и вреде огня; экспериментирование.

    Декабрь

    7

    «Здравствуй, зимушка-зима!»

    Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».

    Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

    Беседа «Почему птиц стало меньше»

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    8

    «Зимующие птицы и животные»

    Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.

    Январь

    9

    «Лес и его значение в жизни человека»

    Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».

    10

    Что где растет, кто где живет?

    Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды.

    Февраль

    11

    «Вода в природе и в жизни человека»

    Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой.

    12

    Космос. Вселенная. Звезды.

    Беседа о космосе, работе космонавтов.

    Март

    13

    «Весенний уход за комнатными растениями»

    Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.

    14

    Взаимодействие человека с природой

    Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.

    Апрель

    15

    «Солнце и облака»

    Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень».

    Беседа об облаках. Отгадывание загадок об облаках.

    16

    Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

    Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания.

    Беседа о млекопитающих, их росте и развитии.

    Май

    17

    Экскурсия в весенний парк

    Беседа о весенних изменениях происходящих в природе.

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    18

    Жизнь растений и животных в сообществе

    Беседы: лес как экосистема; пруд, озеро, река как экосистема; луг как экосистема.

    III. Организационный раздел

    3.1. Условия реализации программы.

    Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

    1.Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.

    2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

    3.Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:«Уголок природы», календарь природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).  Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.

    3.2. Материально – техническое обеспечение программы

    Материально-техническое обеспечение программы:

    • столы, стулья;
    • интерактивная доска;
    • дидактические игры;
    • природный уголок;
    • мольберт;
    • инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.)  
    • природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)
    • дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)

    IV. Дополнительный раздел

    4.1. Список использованной литературы

    1. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

    2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

    3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

    4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.  – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016. – 112с.

    5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2017. – 112с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Ромашка» Рабочая программа « Экология в детском саду» Подготовила: Брюханцева Екатерина Владимировна 2017 год

    Слайд 2

    «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.А.Сухомлинский .

    Слайд 3

    Проблема экологического воспитания Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

    Слайд 4

    Актуальность Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

    Слайд 5

    Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы .

    Слайд 6

    Задачи Обучающие: Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях. Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие). Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы. Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

    Слайд 7

    Задачи Развивающие: Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

    Слайд 8

    Задачи Воспитывающие: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью. Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

    Слайд 9

    Методы и приёмы работы с детьми практические (игры, ребусы, загадки, акции, проекты) наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д .) словесные (художественное чтение, беседы) и спользование ИКТ

    Слайд 10

    Уровни развивающей среды в ДОУ: групповой – уголок природы в детском саду; межгрупповой – коридоры, холлы; участок детского сада; территория, примыкающая к детскому саду.

    Слайд 11

    Принципы экологического образования : Гуманность Доступность Научность Деятельность Целостность Системность

    Слайд 12

    Условия реализации программы Организовано «экологическое пространство» Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов. Развивающая экологическая среда

    Слайд 13

    Ожидаемые результаты Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года. Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.

    Слайд 14

    Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.

    Слайд 15

    Реализация программы в МКДОУ – детский сад «Ромашка» Экологические занятия как специально организованная форма обучения

    Слайд 16

    Совместная деятельность педагога и детей

    Слайд 17

    Самостоятельная деятельность детей

    Слайд 18

    Выставки совместно с детьми и родителями

    Слайд 20

    Развивающая среда

    Слайд 23

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

    Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...

    Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

    Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

    Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

    Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...