Главные вкладки

    Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
    статья (средняя группа) на тему

    Князева Светлана Станиславовна

    Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационных технологий, позволит достигнуть положительного эффекта в развитии всех сторон познавательной деятельности ребенка дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5

       

    ДОКЛАД

    Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

    Подготовила: Князева С.С.

    воспитатель средней группы д/с №5

    Лукоянов 2017г.

    Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

    1. Технологии развивающего обучения;

    Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

    Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

    2. Технологии проблемного обучения;

    Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

    Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

    Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

    Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

    3. Игровые технологии;

    Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

    Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

    4. Информационно-коммуникативные технологии ( ИКТ)

    Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

    Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.

    Средства ИКТ в детском саду:

    • Компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Принтер
    • Видеомагнитофон
    • Телевизор
    • Магнитофон
    • Фотоаппарат
    • Видеокамера

    Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

    1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

    2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

    3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

    4.Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

    5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Преимущества компьютера:

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
    • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
    • обладает стимулом познавательной активности детей;
    • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
    • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
    • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
    • Применение ИКТ 

    опосредованное

    непосредственное

     

    Интернет

     

    Ведение документации

     

     

    Использование развивающих компьютерных программ

     

    Использование мультимедийных презентаций

     

    1.Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.

    2.Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет.

         3.Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. 

    Ошибки при использовании ИКТ:

    • Недостаточная методическая подготовленность педагога
    • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
    • Бесплановость, случайность применения ИКТ
    • Перегруженность занятия демонстрацией.

    Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    5. Технология ТРИЗ

    Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

    ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.

    ТРИЗ — это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средствами работы с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от его природы, т.е. использует принцип природосообразности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. 

    6. Здоровьесберегающие технологии;

    Цветотерапия

    Музыкотерапия

    Игротерапия

    Фитотерапия

    Песочная терапия

    Фитонцид-терапия

    Ароматерапия

    Витаминотерапия

    Физиотерапия

    Релаксация

    Психогимнастика в детском саду 

    Дыхательная гимнастика

    Закаливание

    Профилактика плоскостопия

    Профилактика нарушения осанки у дошкольников

    Массаж и самомассаж

    Физкультминутки

    Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

    7. Технология проектной деятельности;

    Под проектом  понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Виды проектов в ДОО:

    Творческие

    После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

    Исследовательские

    Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

    Игровые

    Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

    Информационные

    Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

    8. Технология исследовательской деятельности;

    В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

    9. Технология "Портфолио";

    Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОО).

    Виды портфолио

    Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:

    • на портфолио дошкольника;
    • педагога;
    • детского сада;
    • любого коллектива.

    Постоянное использование в педагогической практике инновационных технологий, позволит достигнуть положительного эффекта в развитии всех сторон познавательной деятельности ребенка дошкольника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО

    В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

    Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

    Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

    Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

    Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...