Главные вкладки

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
    консультация по окружающему миру

    Ковалева Наталья Петровна

    Экологическое воспитание дошкольников по программе   С.Н. Николаевой «Юный эко­лог»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей дошкольных групп

    муниципального казённого общеобразовательного учреждения

     Коченёвской средней общеобразовательной школы №2

    «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

     

     Старший воспитатель

     Наталья Петровна Ковалева

    В конце прошлого и в начале нового века в стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на ступени дошкольного детства ставит своей целью формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры взрослых, их воспитывающих.

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО в группах ДО реализуется через парциальную программу, которая дополняет основную образовательную программу. Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

    Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

    Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

    Реализация Программы групп ДО с детьми осуществляется через образовательные области. Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    В соответствии с парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог» дошкольники получают разнообразные знания из области естествознания.         Первый раздел программы - «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека» - направлен на формирование элементарных представлений о мироздании, о Солнечной системе и о том, что планета Земля уникальна по своим условиям, - только на ней живут растения, животные и человек. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными факторами жизни на Земле; получают знания о сезонных явлениях природы.

    Второй раздел программы - «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - это сведения о растениях, которые окружают ребенка с самого рождения в любом месте, где бы он ни проживал. Дети знакомятся с многообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада и в ближайшем окружении. Получают представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов - узнают, для чего растениям нужны корни, листья, цветы и пр.; как растения приспособлены к жизни в самых разных климатических условиях, как переносят смену времен года.

    Третий раздел программы - «Многообразие животных и их связь со средой обитания» - аналогичен второму: дети наблюдают тех животных, которые имеются в их жизненном пространстве, - обитателей уголка природы, домашних животных, птиц и насекомых на участке. Знакомятся с различными дикими животными по картинам и книгам, узнают о формах их приспособленности к жизни в разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пустыне, в Арктике и т.д.). Узнают, как дикие животные приспособлены к сезонным условиям жизни.

    Четвертый раздел программы - «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания» - посвящен той уникальной области, которая отличает все живое от неживых объектов природы и искусственно созданных предметов. Дети через практическую деятельность и наблюдения узнают, как и в каких меняющихся условиях растут растения, развиваясь от семени до семени, как птицы выводят птенцов и как звери выращивают своих новорожденных и беспомощных малюток. Дошкольники получают добротные элементарные знания, значимые для становления бережного, доброго, истинно гуманного отношения к живому, к природе в целом.

    Пятый раздел программы - «Жизнь растений и животных в сообществе» - имеет целью показать связи, существующие в природе. О связи отдельно взятого организма со средой обитания они узнают из предыдущих разделов, теперь же они должны понять, что в природе все живое живет не по отдельности, а в сообществах (лес, луг и др.). Дети узнают о цепочках питания - кто что ест и кто кого ест, поймут, что в природе нет ничего лишнего. Эти представления помогут детям осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на лугу букеты дикорастущих цветущих растений, так как насекомые питаются их соком, а пчелы собирают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где много насекомых, птиц, ящериц, ежей, лягушек и др.

    Шестой раздел программы - «Взаимодействие человека с природой» - раскрывает три важные позиции. Первая позиция: человек - живое существо, и все разнообразие живой и неживой природы является для него средой обитания, в которой он хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит. Дети узнают, что растения обогащают воздух кислородом, необходимым для здоровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы; человеку нужна чистая вода для питья.

    Вторая позиция этого раздела повествует о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).

    Третья позиция - об охране природы: человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за благополучием лесных обитателей, выращивать в питомниках молодые деревья (например, ели).

    Таким образом, через образовательную область «Познавательное развитие» дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например: традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).

    Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой                     саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

    В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимно  обогащенное развитие личности ребенка.

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным образом - через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО

    В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

    Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

    Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

    Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

    Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...

    Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

    Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...