Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"
проект по окружающему миру

Качура Ольга

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности со взрослым. Кроме того, игра для ребёнка продолжается оставаться основным способом познания окружающего. Дети играют с незапамятных времён: игра – ведущий способ деятельности дошкольника. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:

- развитию нравственных качеств личности,

- формированию первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,

- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,

- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

  В результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения. А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья; повысится  профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_mozaika.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Инновационная деятельность

 в МБДОУ

«Инновационные подходы к экологическому

образованию дошкольников

в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Проект

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

                                           Подготовили: старший  воспитатель

                                            МБДОУ №16  - Качура О.А.

                                           

Введение.

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности со взрослым. Кроме того, игра для ребёнка продолжается оставаться основным способом познания окружающего. Дети играют с незапамятных времён: игра – ведущий способ деятельности дошкольника. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:

- развитию нравственных качеств личности,

- формированию первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,

- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,

- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.

Предмет исследования: создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза- в результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения. А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья; повысится  профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры.

ЕСЛИ:

ТО:

создать систему экологического воспитания в ДОУ

удастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихся.

дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии

интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет

применять на занятиях по «ознакомлению с окружающим» нестандартные формы работы

появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей

с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм»

появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве

предусмотреть в планах работы с родителями  активные формы работы с детского сада с семьей

возрастет просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность

в экологическом просвещении детей возрастет

улучшить предметно-развивающую среду

будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников

экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни

экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм)-

общество- окружающая живая и  неживая

среда -организмы природа

через весь учебно - воспитательный пройдут «красной нитью»:

знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;

навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде

то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Участники:

Педагоги ДОУ, воспитанники  и их родители.

Направленность развития деятельности: комплексная

Представление интересов участников проекта:

Группа

Интересы участников проекта

Общественность

  • Экологическое воспитании дошкольников – первый шаг на пути формирования личности с экологически ориентированным поведением в окружающей среде.
  • Единое воспитательное пространство по экологическому воспитанию в ДОУ позволит привлечь внимание и детей, и их родителей к проблемам, связанным с экологией

Родители

  • Познакомить своих детей с новыми знаниями через совместную деятельность
  • Возможность повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей
  • Возможность расширить собственный кругозор

Дошкольники

  • Углубить свои знания через знакомство с природными явлениями в игровой форме
  • Развивать фантазию, творческое воображение детей
  • Сформировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности
  • Получить возможность участвовать в совместных с родителями экологических проектах

Педагоги

  • Повысить уровень профессионализма в вопросах воспитания экологической культуры
  • Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Добиться положительных результатов в освоении дошкольниками экологических знании и представлений

Ожидаемые результаты проекта:

а) на уровне образовательного учреждения:

  • приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  • создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

б) на уровне педагогического процесса:

  • совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.

в) педагогической системы:

переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью интерактивных форм и методов, внедрению творческих инновационных технологий.

Цель инновационной деятельности: создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Задачи:  

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости

экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих

педагогический процесс экологического воспитания;

- внедрение новых форм сотрудничества с родителями и социальным

окружением детей, совершенствование экологической пропаганды среди

родителей;

- осуществление систематической экологической работы с детьми и

постоянное ее совершенствование;

- выявление уровня экологической культуры- реальных достижений в

интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферы детской личности

при ее взаимодействии с природой, предметами людьми и оценках себя.

Сроки реализации инновационной программы: сентябрь 2020 г.-август 2022 г.

Работа ведется по трем направлениям (секциям-блокам):

- секция-блок  «Работа с педагогами ДОУ»;

- секция-блок  «Работа с детьми»;

- секция-блок  «Работа с родителями».

Этапы внедрения проекта по годам

Сроки

Мероприятия

Примечания

Подготовительно - организационный (проектировочный) этап

июль 2020 г.-октябрь 2020 г.

Утверждение  состава творческой группы с распределением функциональных обязанностей внутри нее. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы (изучение методической литературы). Подготовка материала для реализации инновационной деятельности.

Анализ предметно-развивающей среды в группах и ДОО. Анализ обеспеченности ДОО программно - методическими материалами. Обобщение передового педагогического опыта. Изучение новинок методической литературы и периодической печати. Анализ сформированности экологических представлений. Создание творческой группы для работы над проектом. Создание системы мониторинга, диагностики.  Составление плана организационных мероприятий. Участникам эксперимента ввести коррективы в календарно-тематические планы, в планы работы по самообразованию, в планы культурно-досуговой деятельности. Ввести в комплексный годовой план работы ДОУ, мероприятия, способствующие совершенствованию процесса экологического воспитания дошкольников. Подобрать диагностические материалы для отслеживания результатов работы. Укрепление материально- технической базы.

  • программа, рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева;
  • программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа»;
  • книга «Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Авторы: Рахманова Н, П., Щетинина В. В., Дыбина О. В.

Практический реализационный этап.

Ноябрь 2020 г.- май 2022 г.

Запускается» вся схема экологического воспитания дошкольников. Разрабатываются и создаются авторские «продукты»: интерактивные игры по экологии, наглядные пособия, методические материалы в помощь педагогу, создаются и пополняются картотеки, разрабатываются экологические маршруты. В методическом кабинете создается копилка ППО по экологическому воспитанию дошкольников. Внедряются информационно-коммуникационные технологии. Участниками творческой группы создаются подпрограммы и подпроекты. Диагностика и мониторинг качества экологического образования по всем показателям. Презентация наработок участников проекта. Проведение мастер-классов и других мероприятий по обмену опытом.

Секция-блок  «Работа с детьми»

Задачи:

  • актуализация знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы;
  • стимулирование потребности детей в самореализации, самовыражении, в творческой и познавательной деятельности;
  • развитие у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствование к формированию нравственного, эколого-эстетического и научного мировоззрения;
  • проведение  простейших экскрементов, опытов и исследований объектов природы;
  • воспитание  навыков экологического  безопасного поведения в природе.

Ноябрь 2020 г.- май 2022 г.

  • ОД;
  • прогулки и экскурсии;
  • беседы;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин, выставок;
  • экологические  сказки;
  • выпуск с детьми совместно со взрослыми экологических плакатов, газет;
  •  демонстрация и просмотр мультфильмов, видеофильмов, музыкальных произведений, серия картин и иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические, экологические игры;
  • кружок по направлению познавательного развития «Почемучки»;
  • проведение экологических календарных праздников.

Мероприятия могут изменяться,  добавляться в ходе реализации инновационной деятельности

Секция-блок  «Работа с педагогами ДОУ»

Цель: презентация и распространение педагогического опыта, способствующего повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического  образования в профессиональной деятельности.

Ноябрь 2020 г.- май 2022 г.

  • участие педагогов в диагностики по экологическому образованию детей и
  • анализ результатов;
  • проведение методического семинара "Эко-тренинг";
  • консультации:

-«Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»;

-«Создание экологической развивающей среды в ДОУ»;

  • семинар – практикум «Экологический мост», «Путешествие в экологию» и др.
  • деловая игра «Экологическое воспитание в ДОУ»;
  • «Экологическая лаборатория»;
  • экологическая гостиная;
  • проведение мастер-класса для педагогов "Лабораторные занятия с Экошей";
  • участие в экологизации развивающей предметной среды;
  • распространение педагогического опыта педагогов

Мероприятия могут изменяться,  добавляться в ходе реализации инновационной деятельности

Секция-блок  «Работа с родителями»

Задачи: 

  • повышение  интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом;
  • внедрение новых форм сотрудничества с родителями;
  • повышение психолого-педагогической, социокультурной и экологической компетентности родителей;
  • вовлечение в процесс формирования  целостной картины мира у детей через экспериментально-познавательную деятельность, как активных субъектов.

Ноябрь 2020г.- май 2022 г.

  • родительские собрания "Занимательные опыты и эксперименты в нашей семье"; «Экология и мы» и т.д.;
  • родительская гостиная "Мама, папа и я - Экологическая семья";
  • создание в группе огорода на окне: "Во саду, ли в огороде";
  • мастер-класс для родителей: "Волшебница-Водица"; "Природа вокруг нас";
  • выпуск семейных экологических газет;
  • участие в экологических  акциях;
  • консультации  

-"Использование художественной литературы в экологическом  воспитании дошкольников в семье",  «Наблюдение за природой дома» и т.д.;

  • участие в экологических проектах ДОУ;
  • анкетирование;
  • выпуск буклетов для родителей по данной теме

Мероприятия могут изменяться,  добавляться в ходе реализации инновационной деятельности

Обобщающий этап

Июнь 2022 г.-август 2022 г.

Обработка  полученных материалов; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Оформление методических брошюр, сборников сценариев и т.д.. Обобщение и оформление опыта. Распространения опыта работы на разных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

    Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...

«Эффективность внедрения дистанционных технологий инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил т...