Картотека опытно-экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Булутова Елена Владимировна

Побуждать, поддерживать естественую экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovaya_deyatelnost.docx678.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель Булутова Е.В.

Цель:

- Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.

- Активизировать умственные способности.

- Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.

- Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.

- Способ решения познавательных задач.

Задачи:

- Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности;

- Расширять и активизировать словарный запас;

- Развивать любознательность, логическое мышление.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

- наглядный,

- экспериментирование,

- наблюдения,

- метод демонстрации алгоритма.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1.        Необходимо просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?).

2.        С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, лед в большой пробирке и в маленькой).

3.        Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4.        Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5.        При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Опыт 1.

"Вода может литься, а может брызгать".

В лейку наливаю воду. Демонстрирую полив комнатных растений (1-2).

Задаю детям вопросы: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю?

(Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показываю детям

специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно

сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать

на цветы в жаркую погоду. Вместе брызгаем и освежаем листочки, им легче

дышится. Цветы принимают душ. Предлагаю понаблюдать за процессом

разбрызгивания. Предлагаю обратить внимание, что капельки очень похожи

на пыль, потому что они очень мелкие. Предлагаю подставить ладошки,

побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них

брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них

водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода

может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт 2.

"Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".

Салфетки мочу в ёмкости с водой или под краном. Предлагаю потрогать

детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они

стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут

нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить)

Спрашиваю у детей: Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на

солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну можно

повесить на солнечной стороне, другую - на теневой. Задаю вопрос детям:

Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та,

которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на

солнце высыхает быстрее, чем в тени).

 

Опыт 3.

"Руки станут чище, если помыть их водой".

Предлагаю с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обращаю

внимание детей на то, что руки стали грязными. Задаю вопрос детям: Что же

делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали

ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Предлагаю

сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт 4.

"Какая лужа высохнет быстрее?"

Задаю вопрос детям: Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи).

Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагаю

посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая.

(Разливаю воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему

маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи

иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая

или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт 5.

"Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Предлагаю набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой

струйкой. Задаю вопрос детям: Что происходит с сухим песком? (Он

сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка.

Получаются фигурки? Предлагаю намочить сухой песок и взять его в

кулачок и попробовать высыпать. Вопрос детям: Он также легко сыплется?

(Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие

фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из

мокрого).

 

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки?

(Из мокрого).

Опыт 6.

"На мокром песке остаются следы, отпечатки".

Предлагаю на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны

отпечатки? Предлагаю смочить песок, перемешать его. Предлагаю на мокром

песке оставить отпечатки ладошек. Задаю вопрос детям: Теперь получается?

Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы

видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что

песок намочили).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и

ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).

Опыт 7.

"Песок - это множество песчинок".

Задаю вопрос детям: Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму

белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие

они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы

получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Насыпаю

несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше)

песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?

Опыт 8.

"Ветер - это движение воздуха".

Предлагаю посмотреть в окно, - есть ли ветер? Можно ли прямо сейчас

пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть

форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода

безветренная, можно устроить не большой сквозняк, - и тогда ветер

"приходит в гости"). Можно поздороваться с ним. Затем предлагаю

подумать, откуда берётся ветер? (Как правило, дети говорят, что ветер дует

потому, что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха.

 

Раздаю ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки,

вырезанные из бумаги. Предлагаю сделать глубокий вздох, набрать в рот

воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки

улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра,

идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в

свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Ветер-это движение воздуха. Как можно

изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

Опыт 9.

"Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".

Детям предлагаю посмотреть на групповую комнату. Что вы видите?

(Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно,

потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно

поймать. Предлагаю посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он

пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Предлагаю детям набирать в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон

воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него

воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять

наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его

надо поймать.

Опыт 10.

"Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха".

Задаем вопрос детям: В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая,

может прыгать, катиться, можно бросать. Что это такое? (Мяч).

Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в

мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и

он уже не сможет прыгать. Бьём мячом об пол. Предлагаю постучать об пол

разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Мячик прыгает высоко, потому что в нём

много воздуха.

Москва 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...

Картотека "Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Космос"

В данной картотеке представлено около 20 различных опытов и экспериментов, которые помогут детям наглядно понять как устроен космос, почему сменяются день и ночь, времена года. Для проведения опытов д...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Мы с детьми проводим различные опыты, и поэтому я решила поделиться с Вами!...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙМАЙ1. Могут ли менять форму твердые предметы?Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.Ход опыта: воспи...