Педагогическая гостиная
методическая разработка на тему

Кондратьева Ирина Николаевна

«Организация работы по ознакомлению с искусством  детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.33 КБ
Файл prezentatsiya.pptx412.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад № 28 города Кузнецка

Педагогическая гостиная

«Организация работы по ознакомлению с искусством  детей старшего дошкольного возраста»

Разработала: старший воспитатель МБДОУ ДС № 28

Кондратьева И.Н.

2018 г.

1

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостное ощущение и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы. Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления.

Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе.

Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в лицах людей. Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи, как художественное средство, играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира, человеческих отношений.

Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов.

Старший дошкольный возраст. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.

Очень полезно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т. е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержание картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу),/например И. Левитан. «Март» и А. Саврасов. «Грачи прилетели». С помощью вопросов: на какой картине изображена ранняя весна, а на какой - поздняя? на какой картине изображен солнечный день? - он направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня.

И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».

2

На первом этапе необходимо постепенно «погружать» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. На втором этапе дети должны попытаться понять состояние персонажа — его движения и мимику. Ведь они могут быть разными: спокойными, расслабленными, агрессивными, приветливыми и хмурыми, уверенными в себе и даже растерянными.

Поэтому задача состоит в том, чтобы дать ребенку, по словам Е. Чарушина, «предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребенка, открыть ему новые, живописные ощущения мира». В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает, выходить за пределы окружающей его действительности. Его теперь волнуют уже не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни или складываются в ближайшем окружении. Ребенку становится интересным весь мир.

В старших группах дети знакомятся с картинами: И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, И. Грабаря, И. Репина, И. Айвазовского, А. Саврасова. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям книжных иллюстраций, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его. Очень часто понимание красоты к ребенку приходит через вкусовые оценки окружающих его взрослых. Поэтому организовать процесс обучения необходимо так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую восприимчивость во всей ее наивной первозданности, а с другой — максимально обогатить детей содержанием и средствами культуры, которые выработало человечество.

Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия, с разницей детских натур, поэтому педагогам нужно хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображения, видеть их как художественные произведения, которые доставляют наслаждение своей красотой и передают чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Изобразительное искусство в воспитании дошкольников выполняет ряд основных функций: познавательную, воспитательную, эстетическую. Познавательная функция позволяет развивать: внутреннюю речь (проявление собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций); мыслительную деятельность; изобразительную деятельность; речь; восприятие окружающего мира (значимость труда).

Воспитательная функция: развивает интерес к живописи; формирует первоначальные основы мировоззрения; активизирует интерес к общественной жизни страны; формирует нравственное сознание; закладывает представление о нравственно-эстетическом идеале

 Задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура): (слайд 2)

1.      Содержательная задача — обучение детей умению понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.):

-       о чём рассказал художник (скульптор);

-      что хотел выразить в своем произведении.

 2.     Изобразительно-выразительная задача — формировать мыслительную деятельность:

умение сравнивать, анализировать, обобщать:

-          как художник изобразил действие лиц;

-          как выразил замысел;

-          как раскрыл содержание произведения.

3.  Эмоционально-личностная задача — формирование умений давать эстетическую оценку произведению:

-          какое отношение самого художника к замыслу;

-          что вам понравилось в картине;

-          что вас в ней заинтересовало; какое она передаёт настроение.

 4.   Воспитательная задача — формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства:

-          нравственно-эстетическое качество;

-          познавательный интерес;

-          эмоциональное отношение к содержанию произведения.

3

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, художественно-эстетическая предметно-пространственная среда, организация художественно-творческих способностей.

Учитывая психофизические особенности дошкольников, основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра- занятие, игра — сказка, игра-путешествие.

Содержание разработки обуславливает выбор методов и приёмов используемых в работе по ознакомлению детей с разными видами изобразительного искусства: (слайд 3)

Метод пояснения — уточнение представлений, подведение детей к самостоятельному объяснению.

Метод сравнения — повышение мыслительной активности, развитие мыслительных действий (анализ, синтез, умозаключение).

Метод акцентирование деталей — раскрытие выразительности одной из частей произведения, усиливает восприятие ребенка и помогает установить взаимосвязь между частью и целым.

Метод вызывания адекватных эмоций. Вызвать определенные чув-ства, эмоции, настроение, адекватное состоянию изобразительного образа (учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей).

 Метод тактильно-чувствительный. Вызывать у детей чувства переживания адекватного состоянию изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Работа эмоциональной памяти детей, способствовать оживлению ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведений.

Метод музыкального сопровождения. Воздействовать на зрительные и слуховые анализаторы. Установить связь между живописным музыкальным образом.

Использование игровых приемов — сосредотачивает внимание, активизирует мыслительную деятельность, интерес детей, формирует положительное эмоциональное отношение к произведению. Прием «вхождения» в картину — учит переживать, сопереживать, будит детское воображение. При использовании перечисленных методов происходит органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры. Выбор методов и приемов определяется задачами конкретного занятия и содержанием обучения.

Этапы по ознакомлению детей с изобразительным искусством: (слайд № 4-13)

1.     Ознакомление с изобразительным искусством: искусствоведческий рассказ; «вхождение в картину»; рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

2.     Эмоционально-личностное отношение к произведению: постановка вопросов более обобщенного характера; прием точных установок; прием композиционных и колористических вариантов.

 3.     Творческое восприятие: прием сравнения; мысленное создание собственной картины; самостоятельное творческое мышление, воображение.

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

4

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

3. Формировать умения «читать» картины,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

- О чём картина?

- Почему думаете так, расскажите?

- Как бы вы назвали картину?

- Почему именно так?

- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

- Как он изобразил это в картине?

- Какое настроение вызывает картина?

- Отчего возникает такое настроение?

- Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

5

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

- Что понравилось на картине?

- Почему она понравилась?

- Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника.но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками.на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Художественно-эстетическая среда в группе должна представлять собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, знакомит его со средствами выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов, отраженных в художественном образе. В работе по ознакомлению детей с произведениями искусства можно использовать «полочку красоты» на которую раз в неделю выставляются произведения искусства (репродукции картин, книжки с иллюстрациями знаменитых художников, скульптуры) с которыми предварительно познакомили дети. Это дает возможность детям самостоятельно рассмотреть их. Для того чтобы дети не утратили интереса к произведениям искусства, можно чередовать их с образцами народного и декоративно-прикладного искусства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по ознакомлению с искусством детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Слайд 3

Методы и приёмы Пояснение Сравнение Акцентирование деталей Приём «вхождения» в картину Игровые приёмы Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов Метод музыкального сопровождения Метод вызывания адекватных эмоций Тактильно-чувственный метод

Слайд 4

Первый этап Свободное рассматривание картин (репродукций) различного жанра Вопросы по содержанию картины. Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Искусствоведческий рассказ педагога. Знакомство с основными цветами и оттенками. Знакомство с различными материалами для изобразительной деятельности и их свойствами. Знакомство с творчеством

Слайд 6

Вопросы по картине на первом этапе работы: Что изображено на картине? Где расположены изображённые на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику? О чём мечтаешь, когда смотришь на картину?

Слайд 7

Структура искусствоведческого рассказа: С ообщение названия картины . С ообщение фамилии художника. О чём написана картина. Ч то самое главное в картине (выделить композиционный центр) К ак оно изображено (цвет, построение, расположение). Ч то изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали. Ч то красивого показал своим произведение художник. О чём думается, что вспоминается .

Слайд 8

Второй этап . Анализ содержания картины детьми. Знакомство со средствам художественной выразительности. Мотивация эмоционально - личностного отношения к произведению. Знакомство с жанровыми картинами. Знакомство с творчеством художников.

Слайд 9

Вопросы по картине на втором этапе работы: О чём картина? Почему так думаете? Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах ? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?

Слайд 10

Приёмы работы : Приём точных установок. Приём композиционных вариантов. Приём колористических вариантов.

Слайд 11

Формирование творческого восприятия картины. Сравнение изображённого с личным опытом. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств . Третий этап

Слайд 12

Вопросы по картине на третьем этапе: Что понравилось на картине? Что понравилось на картине? Чем она понравилась?

Слайд 13

Приёмы работы: Приём сравнения. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Игровой приём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педсовета "Педагогическая гостиная"

Здесь представлен конспект проведения педагогического совета в детском саду в нетрадиционной форме. Из опыта работы скажу: нетрадиционные педсоветы всегда проходят интереснее и с большей пользой....

Педагогическая гостинная "Что наша жизнь игра..."

Данный конспект предназначен для совместной работы  родителей с детьми старшего дошкольного возраста по формированию детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности ....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Педагогическая гостиная для воспитателей. В ней знакомство с народным творчеством, дан практический материал....

Педагогическая гостиная

Педагогическая гостиная с воспитателями на тему "Славная осень"...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.

Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...

Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...