ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
методическая разработка по теме

Коплиенко Вероника Станиславовна

Педагогическая гостиная для воспитателей. В ней знакомство с народным творчеством, дан практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dek._risovanie.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ»

Воспитатель МДОУ №11

В. С. Каплиенко

Тимашевск

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ.

           Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия.

          Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

          Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

           Затем, возможна такая последовательность:  составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике,  украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек,  и, наконец, по возможности -  украшение  объемных форм.

           В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.

           Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой   и исторической литературы,  все, что воспринимается нами просто,  как декор, издавна наполнялся глубочайшим смыслом.

           Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а  их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение.  Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.

           В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь;  черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…

   Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет:

- пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;

- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

     В связи с предстоящим   методобъединением, посвященным народно-прикладному творчеству, хочется остановиться на некоторых  промыслах:

Матрешка, Гжель, Дымково (вятская игрушка), Хохлома.

Люди всегда любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружающие их, украшали то резьбой, то вышивкой, то росписью. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ.

           Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек. Она появилась лишь в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалеку от  Сергиева Посада. Эта куколка довольно молода, ей чуть более 100 лет. Прообразом матрешки могли послужить писанки – деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они были полыми внутри, и в большие вкладывались меньшие. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.

             В девяностых годах 19 века в московскую игрушечную мастерскую              А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика – мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочный, работавший в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, а художник Сергей Мамотин расписал их под мальчиков и девочек.

            Первая фигурка представляла собой девушку в простонародном городском костюме: сарафане, передничке, платочке с петухом. Игрушка состояла из 8 фигур. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут игрушку - Матрешкой…  Усадьба Абрамцево находится рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и Сергиево-Посадские мастера тоже принялись за дело. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные игрушки, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую, - просто «точеные игрушки».

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ

(звучит народная музыка)

- роспись матрешки по заданию: отразить в своей работе любимое время года

-выбор средств изображения – произвольный

(карандаши, мелки,  краски)

Как говорилось ранее о глиняной игрушке, о ее значении в жизни людей, об украшении ее символами-значками – которые могли поведать многое.

Немного о  другом промысле – вятской игрушке ДЫМКЕ.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть…

Возле Вятки самой

Дымково поселок,

Окаймлен лесами

Уголок веселый.

В Дымове за Вяткою-рекою

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут…

          Люди придумали эти игрушки давным,  давно. Сначала изготавливали их не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самый главный был бог Солнца - Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей Русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной красивой женщины. Около этих фигурок божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, птицу, младенцев и т. д.

             Спустя годы дымковцы стали придумывать другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки-сувениры. Технология изготовления была следующей: в теплое время года на подворье завозили глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и огороде, ближе к зиме всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например: молодец в зеленом колпаке и красной рубахе, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье…

            Работали, как тогда говорили «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая - голову, третья лепит ведра, а потом все собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшую фигурку ставили в печь и три часа обжигали. После обжига фигурка опускалась в ведро с разведенным в молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках…

- Лепка «Барыни» из одного куска пластилина под народную музыку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду.

Декоративное рисование в детском саду. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, а также народно- прикладное искусство...

Декоративное рисование в детском саду

Предоставленный материал оказывает помощь воспитателям при обучение детей декоративному рисованию....