Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

кузяева вера ивановна

Дошкольный возраст является первоночальным становлением личности. В это время  в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного  возраста

 

         В современном мире большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками. Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

        Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми.

       Проблема межличностных отношений дошкольников является на сегодняшний день очень актуальной. Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим их людям. Не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят с экрана телевизора делает их жестокими, агрессивными. Дети не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с другими детьми, становятся эгоистами. Поэтому очень важно научить ребенка, уже с самого маленького возраста умению правильно общаться со сверстниками, формировать  дружеские взаимоотношения.

В отечественной психологии проблемой межличностных отношений  занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик.

Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений были рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

Цель проекта: формировать дружеские взаимоотношения у детей, научить детей решать проблемные ситуации, использовать в жизни опыт, полученный от чтения рассказов, сказок, пословиц и поговорок на тему дружбы;

Задачи проекта:

- Формировать представления детей о дружбе, друзьях.

- Воспитывать умения и навыки общения со сверстниками.

- Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

- Развивать групповую сплоченность.

- Развивать у детей способность к сопереживанию.

- Развивать дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам.

Конспект занятия №1 «Что такое дружба» 

Задачи: формировать представления детей о дружбе, друге, о доброжелательном отношении между детьми; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками; развивать умение сотрудничать; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Оборудование: кубики, повязки для глаз.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2. Чтение рассказа «Подруги» Фоминой

- Как можно назвать этот рассказ: «Больной зуб», «Как Зоя и Аня помогли Лизе», « Подруги»?

- Почему девочек можно назвать подругами?

3. Беседа «О дружбе»

- Что значит дружить?

- Кого можно назвать другом?

- Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

- А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.

4. Пословицы о дружбе

Один за всех, и все за одного.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Педагог просит объяснить детей как они понимают эти пословицы и

предлагает их запомнить.

Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

6.Игра «Построй башню» (в парах)

Дети в парах. Одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом.

Участникам нужно вдвоем построить башню из кубиков. Тот, кто видит, берет кубики руками партнера и ставит их поочередно друг на друга.

Правило: строить башню только вместе. Затем дети меняются местами, игра-сотрудничество повторяется.

7.Чтение отрывка из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить» и сопровождение его движениями.

8. Эстафета дружбы

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает

воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую,

что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Конспект занятия №2 «Настоящий  друг»

Задачи: показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;  расширять представления о дружбе, друге; продолжать содействовать улучшению общения со сверстниками; продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; формировать взаимопонимание, умение доверять другому; развивать умение сотрудничать; воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Оборудование: повязки для глаз, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

 1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2. Чтение Стихотворения « Мы поссорились с подружкой…»

- О чем стихотворение?

- Что произошло с подружками?

- А с мальчиками такое могло произойти?

- Как вы думаете, какие у девочек были лица? Покажите.

- Как помочь подружиться?

- Какие способы примирения вы знаете?

3.Этюд «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…»

Дети выполняют этюд в парах.

4. Пословицы о друзьях:

Человек без друзей, что дерево без корней.

Друзья познаются в беде.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Дети объясняют эти пословицы и  запоминают их.

Педагог: А вот можно ли сказать про вас, что вы все «хорошие друзья», мы и проверим сегодня. В дружбе обязательно все помогают друг другу.

5.Игра «Самая дружная пара» или «Не намочи ноги»

Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

6. Рисование: «Подарок другу»

Педагог предлагает детям нарисовать то, что они хотели бы подарить своему другу.

7. Ритуал окончание занятия «Круг друзей»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех. 

Конспект занятия №3 «Вместе веселее»

Задачи: развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении;   продолжать  учить детей взаимопомощи, взаимовыручке; развивать у детей способность к сопереживанию, желание придти на помощь другу в сложной ситуации; продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Мультфильм «Давай дружить» из серии  «Кити и Мити», дощечки по три на пару детей, видеоклип «Друзья» гр.  «Барбарики».

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча

улыбаются друг другу.

2.Просмотр мультфильма Кити и Мити с обсуждением проблемной ситуации. В середине мультфильм останавливается  и детям предлагается найти выход из сложившейся ситуации.

Игра «Закончи предложение»

– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

– Я грущу, когда… (друг уезжает)

– Я доволен другом…

– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

– Я доверяю другу во всем

4.Игра «Поварята».

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, солью и т.д.).

Педагог называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».

Педагог: Посмотрите, ребята, какое у нас вкусное блюдо получилось, просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то – доброту, кто-то - весёлость, кто-то – заботу о других.

5. Упражнение «Договорись взглядом».

Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо  найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. (Дети выполняют задание.)

6. Игра «Не намочи ноги» (игру можно провести в виде соревнования). Условно разделим нашу комнату на две части: сушу и болото. Через болото можно перейти по этим дощечкам (педагог  выкладывает на пол дощечки), но только в паре. Найдите себе пару. Каждой паре необходимо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Один ребёнок должен встать спереди, другой пойдёт за ним следом. Второй каждый раз передаёт дощечку вперёд, а первый кладёт её и осторожно переступает на неё и т.д. Победит та пара, которая дружно и быстро доберётся до края болота. (Дети разбиваются на пары и выполняют задание.)

7. «Кто больше назовет пословиц о дружбе»

Дети называют знакомые им пословицы и поговорки о дружбе.

8.Просмотр видеоклипа «Друзья» группы «Барбарики». Дети танцуют и подпевают.

Рекомендации по реализации проекта:

- для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

- провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

- воспитателю необходимо  изучить литературу по воспитанию дружеских взаимоотношений

- подобрать материал

- Разучивание песен, пословиц и поговорок, стихотворений о дружбе; разучивание подвижных игр.

- Анкетирование детей.

- Тест на выявление лидера в группе.

- Чтение рассказов о дружбе : Осеева «Три товарища», «До первого дождя», «Хорошее», «Синие листья» и др.

- Рассматривание картин, иллюстраций из серии «Наши поступки»

- Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе

- Разыгрывание этюдов: «Два барана», «Как помириться», «Пожалей зайку» и т.п.

Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье, а затем продолжается в школе.

 

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей.

 

      Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.
Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.
Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.
Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование дружеских отношений у детей

«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счас...

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование дружеских отношений у детей дошкольников в игре"

В дошкольном возрасте сверстник приобретает серьезное значение в жизни каждого ребенка, создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общение со сверстниами, развиваются ...

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного  возраста...

Формирование дружеских отношений у детей

Формирование дружеских отношений у детей...

Формирование дружеских отношений у детей в игре

Творческие игры создаются самими детьми. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое отношение бабушки и других членов семьи, поведение д...