Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
    консультация на тему

    Гневашова Юлия Николаевна

    «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_po_rpps.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов ДОУ

    «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    Выполнила: Гневашова Ю.Н.

    2018г.

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

    Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

    Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

    1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

    2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

    4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

    Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

    • использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

    • реализация общеобразовательной программы;

    • обогащение предметно-пространственной среды.

    Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

    • насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;

    • трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);

    • полифункциональности (возможность разнообразного использования);

    • вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);

    • доступности (свободный доступ к игровым пособиям);

    • безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

    Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

    Так, например, могут быть представлены следующие Центры активности:

    - Центр безопасности.

    - Центр сюжетно-ролевых игр.

    - Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .

    Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных паспортах центров в группе.

    Рассмотрим каждый из них.

    1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС (они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.

    Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся:

    Хозяин – Светофорик.

    Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

    Набор дорожных знаков.

    Дидактические игры.

    Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

    Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:

    - профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

    - формирование умения беречь своё здоровье;

    - профилактика пожарной безопасности.

    В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.

    2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек):

    • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.

    • Организации труда с небольшими группами детей.

    • Организации трудовых поручений и работы с дежурными.

    • Организации ручного труда.

    Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения:

    - принять цель труда;

    - выделить предмет труда;

    - предвидеть результат труда;

    - спланировать трудовой процесс;

    - отобрать необходимое оборудование;

    - довести начатое дело до конца.

    Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

    В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.

    3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

    Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

    - семья («Дом, семья»);

    - образование («Детский сад»);

    - здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»);

    - торговля («Магазин»);

    - производство («Швейное ателье»);

    - строительство («Строительство», «Строим дом»);

    - развлечения, общественные места («В кафе»);

    - путешественники («Кругосветное путешествие»);

    - транспорт («На дорогах города»);

    - военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики»);

    - спорт («Мы – спортсмены»)

    В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

    Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

    В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .

    Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

    Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

    Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

    Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.

    рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, который теперь ориентирован не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, ...

    Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

    Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

    статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

    Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

    Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт ...

    Консультация для педагогов "Организация и проведение совместной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие"

    Консультация для педагогов по теме: "Организация и проведение совместной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие"...