Главные вкладки

    Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Попова Светлана Викторовна

    рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    Основная часть

    Содержание развивающей среды

    (пособия, материалы, оборудование)

    Условия

    Виды и содержание деятельности детей

    «Уголок  безопасности»

    Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке безопасности»: «Социально-коммуникативное развитие».

    Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»

    •  Материалы, связанные с темами ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

    •  Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий.

    •  Макет проезжей части.

    •  Макет светофора, дорожных знаков.

    •  Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.

    •  Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.).

    •  Наглядно-дидактические пособия:

            Водный транспорт.

            Автомобильный транспорт.

            Авиация.  Космос.

    1. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий
    со взрослыми.

    2. Располагается рядом с «Уголком игры» и «Уголком конструирования»

    Деятельность
    по знакомству с элементами дороги и дорожными
    знаками, формированию
    навыков безопасного поведения в быту, на дороге,
    в природе

    Функциональное назначение: «Уголок социально-эмоционального развития»

    Ведущая  образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности : «Социально-коммуникативное развитие».

    Интегрируемые образовательные области программы: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

    •  Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у взрослых и детей, животных.

    •  Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы и детского сада.

    •  Система зеркал разной величины и формы.

    •  Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей.

    •  Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий и игрушек, одежды.

    •  Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых.

    •  Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.

    1. Зеркала распола-
    гаются на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост.

    2. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли
    подражать друг другу

    в действиях с материалами и пособиями
    и не ссорились из-за них.

    3. Обеспечение свободного доступа к материалам.

    4. Создание условий
    для объединения детей в деятельности

    1. Деятельность по формированию представлений о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях, гендерной принадлеж

    ности.

    2. Деятельность по формированию нравственных норм, патриотических чувств (рассматривание альбомов, беседы по иллюстрациям)

    •  Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы).

    •  Сюжетные картины (работа врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, маляра, продавца и пр.).

    •  Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки и куклы, изображающие больных детей и животных).

    •  Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

    •  Иллюстрации, фото, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий.

    •  Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим.

    •  Фото родственных ребенку семей и своей семьи.

     

    Функциональное назначение: «Уголок игры»

    Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности : «Социально-коммуникативное развитие».

    Интегрируемые образовательные области программы: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

    •  Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.

    •  Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).

    •  Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).                                  Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).

    •  Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»).

    Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. •  Игрушки-животные.

    •  Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

    •  Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.).

    •  Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду).

    •  Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (кольца большого размера, матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).

    •  Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки и пр.).

    •  Многофункциональные ширмы.

    •  Модули-макеты игрового пространства.

    Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.).

    •  Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д. 

     Кукольный уголок: гостиная – комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.

    Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка 2–3 лет (40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью (бант, кепи, фартук). Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол. 

     Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки разных размеров (3–4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало – 3–4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-мла денцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.

     Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды,  Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.

     Прачечная: гладильная доска, утюжки.

     Парикмахерская, салон красоты (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.

     Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона; таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы,

     Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.

     Мастерская: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д.

     Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.

     Моряки.

     Космонавты.

     Почта.

    1. Использование
    приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье)
    (каждая кукла имеет имя, свой характер,
    гардероб).

    2. Для накопления
    опыта игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению
    самостоятельных игр детей.

    3. Обогащение ролевого поведения и взаимодействия детей в игре.

    4. Располагать вблизи «Уголка конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре.

    5. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.

    7. Мягкие игрушки-
    персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть прототипическими: задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные
    черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым.

    7. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов и т.д.

    8.Побуждать детей
    к планированию, то есть к созданию элементарного замысла.

    1. Игры в семью

    2. Игры с машинами и другим транспортом
    (автомобильный транспорт: легковые и грузовые автомобили, специальная техника
    (подъемные краны, бетономешалки
    и др.

    3. Игры в магазин (супермаркет, магазин одежды, обувной, мебельный, книжный магазины, магазин посуды, бытовой техники, спортивный магазин).

    4. Игры в больницу (поликлиника, аптека, ветеринарная клиника).

    5. Игры в мастерскую (ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви, фотоателье, мастерская по  ремонту машин, бытовой техники.

    6. Игры в парикмахерскую (парикмахерская, салон красоты, салон косметики).

    7. Игры в почту

    8. Наблюдения, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические игры,
    иллюстрации
     для накопления впечатлений об окружающем мире

    Функциональное назначение: «Уголок уединения»

    Ведущая  образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности: «Социально-коммуникативное развитие».

    Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

    •  Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей.

    •  Стул или пуфик.

    •  Книги.

    •  Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага

    1. Определенная изолированность.

    2. Спокойный музыкальный фон (по возможности и желанию ребенка)

    Спокойная
    деятельность
    на выбор ребенка

    Функциональное назначение: «Домашняя зона»

    Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности: «Социально-коммуникативное развитие».

    Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности : «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»


    •  Диван, кресла.

    •  Журнальный столик.

    •  Торшер.

    •  Семейные фотоальбомы.

    •  Любимые детские игрушки

    1. Создание атмосферы семейного комфорта.

    2. Возможность проведения в этой зоне «посиделок» с родителями, включение родителей в педагогический процесс

    Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей

    Обеспечение каждому ребенку личного пространства, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики, кроватки)

    Используемая литература:

    1.От  рождения  до  школы.  Примерная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования  /  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

    2. «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

    Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

    Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

    Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

    Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

    Развивающая среда по образовательной области: речевое развитие

    Примерный перечень материалов для центра грамотности (коммуникация)- все возраста...

    Развивающая среда по образовательной области: физическое развитие

    Перечень материалов для центра двигательной активности....

    Развивающая среда по образовательной области:познавательное развитие

    Примерный перечень материалов для строительно-конструктивного центра...

    Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

    Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...