Консультация для воспитателей "Народные промыслы России"
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для воспитателей "Народные промыслы России"


Цель :

  1. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
  2. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
  3. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.)  для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

Задачи Познакомить детей с народными промыслами;

  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  • Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
  • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Развивать навыки художественного творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_rossii.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей "Народные промыслы России"


Цель :

  1. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
  2. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
  3. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.)  для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

Задачи Познакомить детей с народными промыслами;

  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  • Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
  • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Развивать навыки художественного творчества детей.


Подготовительный этап
.

  • Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
  • Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Основной этап – познавательный, практический.

  • Проведение тематических занятий, оформление  выставок народного быта. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  • Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  • Экскурсия в историко-краеведческий музей, в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.
  • Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.
  • Чтение сказок, былин и литературных произведений.
  • Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.
  • Разучивание русских народных игр.

Заключительный этап – презентация проекта.

Предполагаемый результат:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Перспективное планирование

Тема

Цель

Что такое народная культура России. Экскурсия.

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Русские народные сказки.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Русский  самовар и чаепитие на Руси

Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

Знакомство с русским национальным костюмом.

Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Русские народные игры.

Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

Труд и ремесла на Руси.

Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русские народные игрушки.

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей  рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной  игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Игрушка – матрешка.

Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя  акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Золотая хохлома.

Золотая хохлома. Рисование.   

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

Сказочная гжель.

Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

 

Филимоновские игрушки - свистульки.

 

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров.   Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.

Богородские игрушки.

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке.

Дымковские игрушки.

Дымковский конь.

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Городецкие игрушки.

Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

Искусство Жостова.

Жостовский букет.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

Знакомство с «Русской избой»

Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. 

Развлечение «Русская ярмарка»

Выставка художественного творчества «Народные игрушки»

Приложение

Что такое народная игрушка?
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество. Были и куклы-"пеленашки". Такая
детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).  Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Русская народная игрушка

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе. Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа.
Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.
Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.
Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.
Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.
Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.
Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.
На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

Русская матрешка.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Матрёшки из Сергиева Посада

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи Сергиево-Посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Матрёшки из Полховского Майдан

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Своей формой Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же Сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера - семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Авторская матрешка

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

- Интересно, а как же рождается матрешка?
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Этапы росписи матрешки. Шлифовка заготовки. Обводка контура узора. Прорисовывание фона. Прорисовывание деталей. Окончательная обводка. Лакировка.

Золотая хохлома

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
"Хохлома" - старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, разросшаяся еще к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой.
Искусство хохломы возникло и развивалось в лесах Заволжья, в массовом местном промысле, изготовлявшем деревянную токарную посуду и ложки, впитывая в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. От одного поколения художников к другому в промысле передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота, известная еще иконописцам Древней Руси и приспособленная местными самобытными изобретателями к декорировке деревянной посуды.  Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс.
Хохломской рисунок еще характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создавался лиственно-ягодный, так называемый травный, орнамент – изображения земляники, малины, ежевики, крыжовника, смородины, рябины и т.п. – выполненный сочетаниями красного и золотистого, красного и черного или же золотистого и черного цветов.
В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в Нижнегородской области.
Сегодня Семенов это развитый туристический центр в котором проводиться фестиваль «Золотая хохлома - душа России». Здесь есть что посмотреть. Туристы могут посетить музейно-туристический центр «Золотая Хохлома» или фабрику «Хохломская роспись», чтобы пройтись по ее цехам, увидеть, как рождается и расписывается деревянная ложка, панно, матрешка, красивая посуда, мебель. Гостям нашего города предоставляется возможность приобрести уникальные изделия народных промыслов. Так семеновская хохлома стала для всего мира визитной карточкой города. Это действительно душа России.

Гжельское искусство

Первое упоминание Гжели в исторических документах ("Духовная грамота" Ивана Калиты ).XVI век. В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей". XVII век. В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".
В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека. Начало XIX века.
Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной".

Богородская игрушка

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиево-Посадский район Московской области).

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.

 Филимоновские игрушки

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце.
Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу - при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет". После обжига начинают расписывать игрушку.  
Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия.
Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.
Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.

Роспись игрушек. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Дымковские игрушки

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина.  Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Городецкая роспись
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца..

Мотивы городецкой росписи. 
Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями, животные - конь, птица. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
Композиция. Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

Цветочная роспись. Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: «Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. «Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

Жостовская роспись
Жостовская роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие Жостово от других росписей - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов и птиц и др. элементов. К сожалению со временем мы стали забывать наши традиционные росписи. Но с недавних пор, благодаря разным творческим студиям, которых становится все больше и больше, традиционные росписи набирают большую популярность. Люди хотят обучаться этому мастерству. Современная Жостовская роспись используется сейчас во всем, начиная от украшений и заканчивая росписью элементов интерьера. Это своеобразное и красивое ремесло украшает наш быт.

История  Жостовской росписи
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Техника Жостовской росписи
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку. Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса. Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.  
Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.

Выполняется роспись в 4 этапа:

1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
2. Следующими этапами, «
тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
3. После этого следует «
бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.
4. Завершается роспись изящной графикой «
чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней).
В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества. Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

Подготовила: воспитатель

Высшей категории

Авилова Е.Е.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Ознакомление педагогов с народными промыслами....

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Консультация для родителей "Промыслы России".

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важжное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан Росии....

Консультация для родителей "Промыслы России"

Консультация для родителей "Промыслы России"...

Консультация для родителей "Народные промыслы России"

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России....

Консультация для родителей «Народные промыслы России»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. ...