План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гилазова Гузель Сабирзяновна

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 

Задачи: 1. Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.  

2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

3.  Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение

4. Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в    книгах, формировать эстетический вкус у детей.  

5.Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.  Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.  

6.Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

7. Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Изучение методической литературы по данной проблеме в течение 5 лет.

8. Оформление стенда для родителей.

« Фольклор в жизни ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_5_let.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №33»


«План по самообразованию педагога-

Гилазовой Гузель Сабирзяновны»

 


Тема: «Использование народного фольклора

 в работе с детьми дошкольного возраста»

2018-2023г.г.








                                                           г. Нижнекамск

Тема: «Использования народного фольклора

(русского, татарского, башкирского, чувашского,  марийского)

в работе с детьми дошкольного возраста»


Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: 1. Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.  

2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;

3.  Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение

4. Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в    книгах, формировать эстетический вкус у детей.  

5.Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.  Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.  

6.Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

7. Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Изучение методической литературы по данной проблеме в течение 5 лет.

8. Оформление стенда для родителей.

« Фольклор в жизни ребёнка»

 

Актуальность: Возраст детей имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Предполагаемый результат:  В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

Форма самообразования: групповая. 

«Русский народный фольклор»

( сентябрь, 2018 -  май, 2019.)

Октябрь, 2018

«Сундучок с загадками» (познакомить детей с загадками)

Презентация для детей на тему: «В гостях у бабушки» (познакомить детей с бытом наших предков)

Изучение статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»

Ноябрь,2018

«В гости сказка к нам пришла» (рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко», используя метод моделирования)

Семинар- практикум для педагогов.

«Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Изучение темы «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

Консультация для родителей

«Справиться с непослушанием помогут потешки».

Декабрь, 2018

«Закружился хоровод»

(прививать любовь у детей к народной культуре, к хороводным играм)

Самоанализ о проделанной работе.

Консультация  «Умные игры»

Январь, 2019

«Ходит сон близ окон»

(познакомить детей с колыбельными песнями, обогащать эмоциональное, речевое развитие)

«Рождество Христово»

(познакомить детей с народными традициями)

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Консультация «Загадки, поговорки, пословицы»

Февраль, 2019

«Широкая масленица» (продолжать приобщать детей к традициям р/н творчества, познакомить с народными играми, развивать умение играть в них)

«Ай, качи – качи - качи, испекли мы калачи»

(формировать умение у детей лепить из теста угощение для кукол)

Изготовление картотеки русских народных сказок и пальчиковых и жестовых игр.

Оформление папки - передвижки

«В гостях у городецких мастеров»

Март, 2019

«Солнышко - ведрышко…»,

«Иди, весна, иди, красна!»

(приобщение детей к словесному искусству, развитие памяти, внимание)

Консультация для педагогов.

Апрель, 2019

Мониторинг  

Май, 2019

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Изучение методической литературы

1.БабуринаГ.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника.М.,1995г

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа М.,2009

3. Жаворонушки- песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/ Сост. Г. Науменко, М.,1998

4. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. Пособие, 2-е изд. Перераб. И дополн. СПб, 2008

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи детей от рождения до 5ти лет. М.,2005

6. Русский фольклор/ Сост. В. Аникин, 1985 Работа с детьми

«Татарский народный фольклор»

(сентябрь, 2019-май, 2020).

Сентябрь

Знакомство с видами фольклора

Народное искусство:

Теория: песенный жанр в татарском языке. Виды песенного жанра: колыбельные, исторические и лирические.

 Изучение татарских народных песен

«Сандугачым», «Зәлилә», «Әлли-бәлли-бәү».

Октябрь

Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар)

Теория: Роль игр в жизни татарского народа. Виды игр.

Төймә – төймә”

Алия –Гөлия”

Алларын да алырбыз”

Миңлебай”

Ноябрь

Определение особенностей народного быта, и национальных костюмов татарского народа.

Декабрь

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Сабантуй»

«Нардуган»,«Каз өмәсе»,«Нәүрүз»

Январь

Знакомство с композиторами и собирателями татарской песни, историей и особенностями народного танца

Изучение татарских народных сказок.

«Танбатыр», «Оч кыз», «Алтын алма», «Ялкау малай»

Февраль

Театрализация фольклорных праздников «Карга боткасы»

Март

Изучение потешного фольклора: заклички (эндәшләр), приговорки (әйтенүләр), прибаутки (әйтешләр)

 Апрель

Изучение малых жанров татарского фольклора: загадки, пословицы и поговорки.

Май

Отчет о проделанной работе за год.

Список  литературы:


1. Бакиров М. Шигърият бишеге // Гомумтөрки поэзиянең яралуы һәм иң борынгы формалары / М.Бакиров. — Казан:”Мәгариф”, 2001.

2. Мозафаров М. Татар халык көйләре / М. Мозафаров, Ю. Виноградов, З. Хайруллина. – М., 1964. – 347 б

3. Надиров И. Тарихи һәм лирик җырлар / И. Надиров. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1988. – 234 б

4. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.

5. Татар халык иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1987. – 591 б.

6. Татар халык иҗаты. – Казан: Мәгариф, 2005. – 200 б.

7. Урманче Ф. Татар халык иҗаты / Ф. Урманче. – Казан: Мәгариф, 2002. – 234 б

«Башкирский народный фольклор»

(Сентябрь, 2020-май, 2021).

Осень  (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 Устно – поэтический башкирский фольклор.  Знакомство с детским фольклором: прибаутки, потешки, дразнилки. Загадки, пословицы об осени. Народные приметы, их роль в жизни человека.

 Музыкальный фольклор. Практика. Разучивание колыбельных песен, об осени, об урожае. Частушки. Работа над развитием вокально – хоровых навыков. Индивидуальные занятия по постановке голоса, работа с солистами. Народная хореография.

 Народные игры.  Беседа о народных играх. Практика.Разучивание считалок, игр «Наши грядки», «Йашерам яулык», «Гуси-лебеди», «Шлепанки».

 Фольклорный театр.  Знакомство с народными обрядовыми праздниками. Практика. Подготовка и проведение праздников «Сумбюля-праздник урожая», «Сугым ашы», «Дочки-матери».

 Этнографические сведения.  Женская и мужская одежда разного сословия. Практика. Рисование эскизов народной одежды.

 Зима (декабрь, январь, февраль)

 Устно-поэтический фольклор.  Пословицы и поговорки, народные приметы о зиме. Практика. По страницам сказок. Инсценирование любимых сказок.

 Музыкальный фольклор.  Беседа о народных танцах. Практика. Разучивание песен о зиме. Слова с музыкой, движением. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар. Освоение движений народной хореографии.

Народные игры. Практика. Музыкально-танцевальные игры. «Наза», «Курай». Игры на развитие интуиций «Курешеу», «Ворота».

 Фольклорный театр.  Знакомство с праздниками «Зимний Нардуган», «Кис ултырыу».

 Этнографические сведения. Теория. Зимние работы в деревне. Домовой - хозяин дома. Беседа о традиционном быте народа.

 Весна (март, апрель, май)

 Устно-поэтический фольклор.  Заклички весны.Обращение к солнцу, дождю, земле. Поговорки, народные приметы о весне. Наблюдения за природой по весенним приметам. Пословицы о весне.

 Музыкальный фольклор. Практика. Народные песни о весне, о птицах, о красоте весенней природы. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров. Отработка движений народной хореографии.

 Народные игры. Практика. Музыкальные игры «Сума ойрак, сума каз», «Ак тирак, кук тирак».

 Фольклорный театр.  Знакомство с праздником «Кар сыуына барыу». Практика. Подготовка и проведение обрядового праздника «Кар сыуына барыу».

Этнографические сведения.  Просмотр видеофильма о древних ремеслах башкирского народа.

 Лето.

 Подготовка и проведение детского Сабантуя. Сбор подарков по древнему обычаю «Солго йыйыу».

 Игра «Своя игра», Народные игры на свежем воздухе.

Список литературы

  1. Буракаева М. Башкирская культура. Уфа, 2004
  2. Башкирское народное творчество: Сказки. – Уфа 1981,1984.
  3. Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор 1,2 тома.- Уфа,1984.
  4. Башкирское народное творчество: Пословицы, поговорки, приметы, загадки. –Уфа 2006.
  5. Башкирское народное творчество: Баиты, песни, такмаки. –Уфа 1984.
  6. Башкирское народное творчество: песни-предания. –Уфа 1997.
  7. Лисицкая Т.С. Хореография и танец. Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.
  8. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: «Китап», 1995.
  9. Нагаева Л.И. Три башкирских танца. Уфа, 1992.
  10. Надршина Ф.А. Башкирские народные мелодии. Песенно-плясовые игры. Уфа, 1996.
  11. Сулейманов А. Детский фольклор. Уфа, 2007.

«Чувашский народный фольклор»

(сентябрь, 2021-май, 2022)

Осень

 История чувашского народа. Ознакомление с устным народным творчеством  на тему «Ознакомление с устным народным творчеством».

 Прослушивание народных песен. «Песня- душа народа». Средства обучения: магнитофон, рассказы педагога.

Литература по теме 1. Чаваш халах самахлахе.Юрасем. Шупашкар 1978 с. 2. Юмарт Г.Ф. Чаваш юмахсем. Шупашкар 1982 с.

Зима

 Устное народное творчество- народная мудрость. Одежда и быт чувашского народа. «Устное народное творчество».  «Чувашские подвижные игры»

 Литература по теме 1. Культура чувашского края. Чебоксары, Чувашское книжное издательство 1994 г. 2. В.В. Данилов, Б.В. Павлов. История и культура Чувашской республики. Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары 1996 г. 3. О. Г. Кульев. Таван ен культури. Чувашское книжное издательство 2002 г.

 Чувашский фольклор- это жизнь и история нашего народа. «История чувашского народа». Просмотр видеофильмов с выступлениями фольклорных ансамблей, прослушивание народных песен.

Литература по теме.1. Чаваш самахлахе. I, III, IV томсем, Шупашкар 1978 с. 2. Чаваш самахлахе,  веренупе вулав кенеки, I пай, Шупашкар 1993 с.

 Весна

 Календарные праздники чувашского народа:Уяв , Акатуй ,Манкун ,Сурхури,  «Праздники, праздники ...»

 Литература по теме  1. Чаваш самахлахе, веренупе вулав кенеги, I пай, Шупашкар 1993 с. 2. ЧТУ им. Ульянова, чаваш ачисен уявсенчи вайи- кули, Шупашкар 1999 с.

 Чувашский фольклор в современной жизни.  «Фольклористы чувашского народа». «Как видна связь современной жизни с фольклором?». «Постановка игр».

 Литература по теме  1. Чаваш халах самахлахе, II-V тома, Шупашкар 1978- 2002 ее..

Занятия с бабушками и дедушками.«Игры бабушек» «Бабушки веселее внуков» «Пожелание бабушек» «Обряды наших бабушек» «Народные песни».

«Марийский народный фольклор»

(сентябрь, 2022-май, 2023)

Осень

1.Загадки .Древнейшей составной частью поэтического творчества марийцев являются загадки (тушто, тышты). Уменье говорить загадками и разгадывать их осознавалось марийцами как признак ума, догадливости и мудрости. Основной круг марийских народных загадок отражает трудовую и хозяйственную, общественную и личную жизнь крестьян. Большое количество загадок создано о домашних животных, диких зверях и птицах, природе.

2.Приметы. Приметы (пале-влак, палымаш) использовались марийцами как народный календарь, который был выработан на основе тщательных повседневных наблюдений за окружающей природой. По приметам крестьяне-земледельцы определяли сроки земледельческих и других сельскохозяйственных работ, урожайность полей, предугадывали погоду. Немало народных примет, где физической основой являются даты народного и церковного календарей (На праздник Шорыкйол на деревьях иней - к урожаю; на Николу дождь - к урожаю).

3. Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют в народе тоштыеҥ мут - изречение древних людей или туныктен ойлымо мут - поучающие советы. Они очень точно передают смысл этих коротеньких внешне простейших жанров народного фольклора. В них заложена глубокая народная мудрость, свод многовековых наблюдений крестьян за окружающим миром: бытом, общественной и трудовой деятельностью, религиозными воззрениями людей.

Зима

4. Марийские сказки

Марийские сказки (йомак, шоя, нуж) сохранили отголоски народных мифов. Это видно в сказках о животных, волшебных сказках. В них встречаются мотивы превращения человека в животное, животного - в человека, перевоплощение девушки-красавицы в лебедя и утку, женщины-матери - в лосиху, мужа и жены - в медведя и медведицу и т.д.  Присутствуют в волшебных сказках и образы Дубового (Тумо патыр), Соснового (Пÿнчо патыр), Елового (Кож патыр), Каменного (Кÿ патыр), Тестяного (Нöнчык патыр, Лашка патыр), Железного (Кÿртньö патыр) богатырей, великаны, простые люди. Они наделены положительными качествами, являются любимыми и уважаемыми народом персонажами.

5. Былички

Былички (ужмо-колмо) об увиденном и услышанном, страхи (лÿдыкш), рассказы о встречах с лешими (таргылтъш нерген ойлымаш), рассказы о встречах с чертом (ия ужмо нерген ойлымаш) имели большую популярность у марийцев. Они связаны с традиционным мировоззрением, мифологическими представлениями народа.

6. Заговоры и заклинания

Сведения о древних мифологических воззрениях марийцев содержатся в заговорах и заклинаниях. Заговоры имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота и, наоборот - для отворота). Они применялись марийцами для достижения желаемого в виде особых словесных формул во время традиционных ритуальных обрядов, молений, при болезни людей.

Весна

7. Предания

Хранилищем исторических знаний марийского народа являются предания (тоштымарий шомак, тоштымары шая), рассказы о давно прошедших событиях. Важное место в устном народном творчестве марийцев занимают легенды (тоштыеҥ ой, тоштышая). Древняя легенда о великане Онаре - наиболее распространенная среди них.Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом(Горный Великий человек или Кугурак

8. Песни

Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. Народные песни развивались в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Они хранили информацию о прошлой жизни народа, пережитки древних поверий, служили заклинанием и оберегом человека, величали и развлекали его

Песенный фольклор марийцев делится на две большие группы - обрядовый и необрядовый. В древние времена в песенной форме исполнялись легенды, сказки (муро йомак). Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и др.

9. Отчет о проделанной работе за 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За околицей" - развлечение с использованием народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий представлен в виде "деревенских посиделок". Через народный фольклор  дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

индивидуальный план по самообразованию «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста» на 2018-2019 уч.г

laquo;…Художественное творчество обогащает субъективный опыт, являясь его эквивалентом. …В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаютсявновь, осознаются и, в конечно...

План по самообразованию "Устное народное творчество в воспитании детей. дошкольного возраста"

Реализация плана поможет выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.Приобщит  детей к русскому фольклору, увлечет народными сюжетами.Обогатит чувства дете...

План тематического контроля на тему «Использование медиатехнологий в работе с детьми дошкольного возраста».

План тематического контроля на тему «Использование медиатехнологий в работе с детьми дошкольного возраста»....