Снятие эмоционального напряжения средствами танцевально двигательной терапии у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Ярандаева Ольга Юрьевна

Влияние танцевально-двигательной активности на эмоциональное состояние дошкоьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Снятие эмоционального напряжения у дошкольников средствами танцевально-двигательной активности.


Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

Детские психологи, специалисты по детскому развитию утверждают  – движение для ребенка это естественный способ познания себя и мира, поэтому дети так любят играть, двигаться, бегать и спонтанно танцевать[1].

Язык танца– универсален, говорить на нем и понимать его может каждый, вне зависимости от возраста, словарного запаса или уровня развития интеллекта. Это тот уровень, на котором возможно настоящее взаимопонимание и близость.

  • Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций.
  • Танцы- это движение, а движение-это жизнь!!!
  • Танцы – «лекарство»  от многих болезней
  • Танцы приводят в тонус всё тело в целом.
  • Для детей движение и танец являются важными средствами коммуникации.
  • Движение для ребёнка-это естественный способ познания себя и мира. Ребёнок учится действовать, чувствовать, строить отношения.
  • Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
  • Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире;
  • Танец высвечивает а также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе[2].

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы, эндорфины , производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор; энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций; разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации; уменьшение тревожности в танцевальных группах значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах. Поэтому DMT предпочтительна  в  лечении стресса и ряда психосоматических нарушений.[3]

В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Вышесказанное и обусловливает выбор коррекционного воздействия «Снятие эмоционального напряжения у дошкольников средствами танцевально-двигательной активности».

Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности.[4] В качестве объекта изучения был выбран дошкольный возраст детей. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения

Предметом изучения является танцевально-двигательная терапия.

Целью работы является изучение танцевально-двигательной терапии у дошкольников.

         Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Определить понятие танцевально-двигательной терапии;
  2. Рассмотреть основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии;
  3. Выявить психологические особенности дошкольного периода;
  4. Проанализировать возможности танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников.
  5. Разработать программу танцевально-двигательной терапии по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста.

Что такое танцевальная терапия?

  • Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма психотерапии зародилась в США в 1940-хгг. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру[5].
  • В России танцевально-двигательная терапия появилась в 90-е годы ХХ века и изначально развивалась как вид программы личностного роста для взрослых. Конец 1995 года - Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве, которая работает при активной поддержке американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA). Существует обучающая программа по ТДТ и в Москве. Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке[6].
  • Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека, объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями.

Цели танцевальной терапии:

  • развивать приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться.
  • осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения 

Не все дети считают себя лучшими танцорами, но всякий раз, когда включают танец в занятие работающей группы, уровни мастерства быстро стираются, и участие в общем процессе танца приносит каждому члену группы личное удовлетворение.

Чем отличается танцтерапия от танца?

Известно, что хореография развивает гибкость, пластичность, координацию – качества, необходимые для овладения двигательными действиями высокой сложности. Выполнение упражнений способствует эффективному развитию и совершенствованию ритмичности движений, а также психических процессов – внимания, памяти, творческого мышления

Танцевальная терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. Суть танцтерапии в том, чтобы снять мышечное напряжение, разрушить мышечный панцирь, который на протяжении жизни тормозит выход чувств, мыслей, эмоций человека.  

Когда мы выражаем эмоции, ресурс, подготовленный организмом, своевременно используется и мышцы расслабляются. Но чаще всего мы не умеем выражать гнев или страх таким образом, чтобы не вредить себе или людям, не хотим знать об этих чувствах и чувствах наших близких, предпочитая подавлять их. Тело обмануть нельзя, и то, что мы скрываем от других и от собственного сознания, остается в нем в виде напряжения. Такое хроническое напряжение мышц тела называется "мышечным панцирем". Постепенно оно перестает замечаться, и человек живет, даже не подозревая о нем.

Начнем с верхнего кольца зажимов, которое проходит через рот и горло.Сжатый рот блокирует всю передачу чувств. Но именно рот является самым первым каналом коммуникации.

Челюсти, горло и голосовые связки

Кольцо напряжения в области горла соответствует бессознательной защите от вынужденного "глотания" неприятного извне. В то же время это является бессознательным сохранением контроля над чувством страха, защиты от тех чувств и реакций, которые, по мнению человека, могут быть осуждаемы и неприемлемы для других. Блоки в челюстях возникают из-за сдерживаемого желания кусать, что на психологическом уровне означает сдерживание импульсов гнева.

Грудная клетка и дыхание

У многих людей грудная клетка не двигается вместе с дыханием. И само дыхание — поверхностное и частое либо поверхностное и неравномерное. Происходят задержки на вдохе или на выдохе.

Зажимы грудного пояса вызывают нарушения дыхания. А любые затруднения в дыхательном процессе также вызывают страх. Когда человек не осознает истинную причину страха, он становится тревожным и ищет эту причину в окружающем мире.

Диафрагма и талия

Следующее кольцо мышечных зажимов располагается вокруг диафрагмы и талии. Это кольцо расщепляет тело человека на две половины.

Диафрагма — это мышца, которая участвует в дыхании; она сокращается всякий раз, когда человек испытывает страх. Если страх становится хроническим, диафрагма находится в постоянном напряжении, создавая проблемы дыхания и провоцируя появление предрасположенности к переживанию страха. Таким образом возникает порочный круг. Страх рождает зажим диафрагмы, а зажим порождает тревожность. Диафрагма расположена над талией, которая соединяет грудную клетку с животом и тазом. Мышечные зажимы в этой области создают помехи для прохождения потока крови и чувств к гениталиям и ногам, вызывая тревогу, которая, в свою очередь, приводит к нарушению дыхания. А дальше снова все тот же порочный круг. Вывод из всего этого только один: необходимо расслабить хронические зажимы и высвободить накопившийся страх[7]

Виды танцевальной терапии

1.индивидуальная- все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;

2.диадная (парная)-  формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;

3.терапия в малых группах;

4.групповая - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности.

В танцевальной терапии отсутствуют стандартные танцевальные формы. При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца – от народного, до рока.Занятия по танцевальной терапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания, танцевальных движений, различных развивающих упражнений, бесед, самоанализа, интегрированных занятий, индивидуальной и групповой работы.

Преимущества групповой работы

  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Умение устанавливать зрительный контакт, узнавать друг друга, называть по имени, понимать эмоциональное состояние других.
  • Устранение негативных переживаний, создание эмоционального комфорта от контакта со взрослыми и сверстниками, усиление и развитие позитивных переживаний эмоциональной поддержки взрослого.
  •  Развитие волевых усилий, терпения, выдержки. способности к согласованному взаимодействию, развитие ориентировки в пространстве.
  • Приобретение навыков в более короткие сроки, благодаря высокой подражательной способности детей друг за другом и за педагогом.

Средства и методы ТДТ способствуют

1) улучшению общего физического развития детей;
2) формированию навыков вербального и невербального общения;
3)учит ребёнка принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, учит умению действовать в коллективе;
4) развивает навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Движение ребёнка представляет собой диагностическую ценность.

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях.

 Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.

Эффективным методом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, на нмой взгляд, является танцевально-двигательная терапия, при которой наблюдается положительная динамика:

1. Дети стали более активными и организованными;
2. Стала лучше развита волевая регуляция;
3. Дети научились проявлять творческие способности;
4. Стала лучше развита общая и мелкая моторика;
5.Улучшилась зрительная и слуховая память;
6. Расширился словарный запас  детей;
7. Уровень внимания стал выше;
8.Изменился эмоциональный фон настроения детей в положительную сторону.

Наблюдается:

  • повышение уровня развития психических процессов,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня эмоционально-волевой сферы,

Для некоторых детей методы и средства танцевальной терапии служит повышением самооценки, развитием положительного образа «Я», другим ребятам движения танца помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение.

Танцевальные занятия влияют не только на совершенствование физического развития, но и формирование психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия). Структура ритма, динамическая окраска музыкальных композиций, изменения темпа – способствуют развитию концентрации внимания, скорости реакции, укреплению разных групп мышц, развитию синхронизации движений, формированию положительных качеств личности (навык организованных действий, дисциплинированность, правила вежливого обращения друг с другом), а главное – способствуют оптимизации психоэмоционального состояния детей, помогая снимать напряжение в танце, получать удовольствие, радость.

Методы ТДТ являются профилактикой детских комплексов и неврозов.

И главное нужно помнить

Нет неталантливых детей, есть дети которым мало уделяют внимания, нет «нелюбимых» детей, есть недостаток времени!!!!!!


[1] Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 1. № 6.

[2] Интегративная танцевально-двигательная терапия

Издание 2-е, расширенное и дополненное В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005 — .

[3] Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.

[4] Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

[5] Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия. // Успехи современного естествознания. 2005. № 5.

[6] Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Статья "Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Публикация статьи "Актуальные проблемы дошкольного образования"...

Снятие тревожности через танцевально - двигательную терапию у детей дошкольного возраста.

Статья на детскую тревожность и проблемы снятия, путем танцевальной направленности. Возможности танцевальной направленности для дошкольного возраста....

«Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Для любого человека движение - это жизнь, а для маленького ребенка это важно вдвойне. Задача нас, взрослых - растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.Привлекая детей к разнообразным двигател...