Игры и упражнения на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения у детей дошкольного возраста
картотека по психологии

Сафронова Татьяна Петровна

Основная цель деятельности педагогического коллектива - создание единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка. Предложенные игры снимают барьер общения через повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения у детей дошкольного возраста (4-6 лет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_povysh.samootsenkisnyatie_myshechn.napryazh.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«Похвалилки» (для детей 4-6 лет)

Цель. Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.

Содержание. Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…»

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«За что меня любит мама» (для детей 4-6 лет)

Цель. Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Содержание. Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, за то, что любят маленькую сестричку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«Недотроги» (для детей 4-6 лет)

Цель. Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Содержание. Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаково нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка.

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим интересом снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.

Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

«Скульптура» (для детей 4-6 лет).

Цель. Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.

Содержание. Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой – скульптура.

По заданию взрослого (или ведущего – ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  • Ребенка, который ничего не боится;
  • Ребенка, который всем доволен;
  • Ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру было приятно изображать, какую – нет.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«Ласковый мелок» (для детей 4-6 лет)

Цель. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Содержание. Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает конур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«Драка» (для детей 4-6 лет)

Цель. Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони.

Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

«Покатай куклу» (для детей 4-6 лет)

Цель. Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Содержание. Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала, ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если не, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ

на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, отработку навыка уверенного поведения.

«Добрый – злой, веселый – грустный»

(для детей 4-6 лет)

Цель. Игра помогает расслабить мышцы лица.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает изображение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Подготовила: старший воспитатель Сафронова Т.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умение адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях....

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

      Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обс...

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Система работы с детьми по воспитанию безопасного поведенияТема «Огонь»...

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

Снятие эмоционального напряжения средствами танцевально двигательной терапии у детей дошкольного возраста.

Влияние танцевально-двигательной активности на эмоциональное состояние дошкоьников....

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...

Консультация Формирование уверенного поведения у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, и уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной, стабильной самооценки...