Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка (старшая группа) на тему

Полонская Галина Владимировна

        Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей.

        Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полонская Галина Владимировна, воспитатель логопедической группы, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос», 628400 Тюменская обл., г. Сургут, ул. Майская 2.

«Воспитание навыков безопасного поведения

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Объект исследования: воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Провести диагностику детей по выявлению уровня сформированности навыков безопасного поведения.
  2. Составить перспективный план.
  3. Разработать конспекты тематических занятий.
  4. Систематизировать наглядно – дидактический материал по теме.
  5. Разработать консультации для педагогов и родителей.

ГИПОТЕЗА

Если воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлять как спланированный процесс, используя любознательность, непосредственность восприятия, наглядно – образное мышление ребенка, то у дошкольника сформируются навыки безопасного поведения в определенных ситуациях.

Введение

                                                      В своих бедствиях люди склонны

                                                              винить, судьбу, богов, все что угодно,

                                   только не самих себя.

                                                                                                            Платон

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике. Работа педагога с детьми не должна ограничиваться только словесными объяснениями «Это можно,  а так нельзя», она не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой ситуации.

Актуальность. В последние годы особое внимание придается обучению детей правилам дорожного движения, а также формированию основ безопасного поведения дома, на улице, в природе.

Опыт человечества свидетельствует, что на разных исторических этапах имело место различное понимание социально-педагогической и медико-педагогической защиты и охраны здоровья детей, которое зависело от социально-экономических условий и уровня развития нации, философско-религиозных представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни и смерти, о здоровье и болезнях. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан    дошколят.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Причины бытового травматизма среди детей - шалость и неосторожное обращение с предметами быта и меры его предупреждения. Детские игры со спичками причина пожаров. Опасности при обращении с электроприборами и предметами быта в квартире: неисправность электроприборов, оголенных проводов для жизни и здоровья человека. Опасности,   подстерегающие  на  кухне:   кипящая  вода  в  чайниках,   самоварах, кастрюлях, обращение с острыми, колющими и режущими предметами. Опасности   при   содержании   домашних   животных   и   уход   за   ними.   Большое количество травм дети получают во дворах, на улице.

Ключевые понятия «безопасность» и «жизнедеятельность» указывают на направленность изучения дошкольниками не только содержания, но и понимания данных понятий и способов выхода из различных  сложных и опасных ситуаций.

Следует отметить, что достижение цели работы по обучению детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения и изучение предлагаемого содержания необходимо организовывать с учетом познавательных, эмоционально-чувственных и физических возможностей ребенка. Поэтому изучаемый материал должен быть доступным детскому пониманию, интересным, эмоционально насыщенным, практически направленным и сообщаться детям в процессе занятий, дидактических и ролевых игр, на экскурсиях и прогулках, при обсуждении ситуаций (реальных и воображаемых), составление прогноза (что произойдет, если?, как надо поступать?), при организации практических дел.

      Обучение детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных ситуациях. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Работа не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду

- организованные формы обучения на занятиях

- совместную деятельность взрослого и ребенка

- самостоятельную деятельность ребенка

- воспитание навыков поведения

- ознакомление с окружающим

- развитие речи

- художественную литературу

- конструирование

- изобразительное искусство

- игру

Предметом исследования данной работы являются навыки безопасного поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Цели:

формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;  воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

Задачи:

1. Научить детей правильно и безопасно вести себя в обществе, дома, в природе и на дороге.

2. Научить применять полученные знания в различных  жизненных ситуациях.

3. Развивать  речь ребенка через  все  формы  работы  по  основам  безопасного поведения.

4. Пополнить предметно - развивающую среду. Создать в группе уголок по основам безопасности жизнедеятельности детей.

5. Разработать   конспекты   занятий,   экскурсий,   прогулок,   развлечений       по формированию основ безопасного поведения.

6. Разработать план работы с родителями в данном направлении.

Работа по формированию основ безопасности проводится по следующим разделам:

* Ребенок и другие люди

* Ребенок и природа

* Ребенок дома

* Ребенок на улицах города

*Здоровье ребенка.

* Эмоциональное благополучие ребенка

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников я осуществляю на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Ознакомление и закрепление знаний  по теме происходит через регламентированную и нерегламентированную деятельность. Приоритет отдаю индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Выводы:

Работая по теме «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» я отметила, что у воспитанников появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме,  желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; возникла потребность  следовать правилам безопасного поведения в определенных ситуациях.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, в речи присутствуют аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, отклонения в развитии психических процессов.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень речевого развития характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Для детей с общим недоразвитием I уровня речевого развития детей характерно отсутствие фразовой речи, воспроизведение в виде аморфных слов, понимание речи затруднено. Для детей с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития характерно наличие зачатков общеупотребительной речи Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы. В речи отсутствуют предлоги, местоимения. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и глагольного, словаря признаков. Дети заменяют слова другими, близкими по значению, по смыслу. Навыками словообразования и словоизменения они не владеют. Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже. Фонетическая сторона отстает от нормы: у детей грубо нарушено произношение свистящих, шипящих, соноров, твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Грубые ошибки в воспроизведении слоговой структуры. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость. Фонематический слух практически не развит.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции.

Раздел: Ребенок и природа. Основные темы и цели

Тема: Сигналы опасности природы.

Цель: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений( цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты) Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Тема: Когда съедобное ядовито.

Цель: Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.

Тема: Контакты с животными могут быть опасными.

Цель: Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.

Тема: О пользе и вреде воды.

Цель: Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.

Раздел: Ребенок и другие люди. Основные темы и цели

Тема: Опасные люди и кто защищает нас от них.

Цель: Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, воров, убийц, похитителей, террористов, наркоманов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции.

Тема: Контакты с незнакомыми детьми и правила поведения с ними.

Цель: Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях.

Тема: Чем опасны малознакомые ребята?

Цель: Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей.

Тема: Если тебе угрожает опасность?

Цель: Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.

Раздел: Ребенок дома.

Тема: Наши помощники и враги дома.

Цель: Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими.

Тема: Пожарная безопасность.

Цель: Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.

Тема: Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения.

Цель: Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях.

Раздел: Здоровье ребенка.

Тема: Ценности здорового образа жизни.

Цель: Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.

Тема: Поговорим о болезни.

Цель: Расширить и углубить знания детей о болезнях(инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.

Тема: Изучаем свой организм.

Цель: Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.

Тема: Прислушиваемся к своему организму.

Цель: Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.

Тема: Правила первой помощи. Уход за больными.

Цель: Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными.

Раздел: Ребенок на улице.

Тема: Город и улицы.

Цель: Расширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островком безопасности»

Тема: Виды транспорта и спецмашины.

Цель: Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, пассажирский, грузовой) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом.

Тема: Перекресток и движение.

Цель: Дать детям представление о перекрестке. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером ~ регулировщиком и его ролью на улице.

Тема: Дорожные знаки.

Цель: Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, их назначением. Расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

Тема: Сигнализация машин.

Цель: Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»

Тема: Правила поведения в транспорте:

Цель: Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Тема: Сотрудники ГАИ

Цель: Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ».

Особенности организации развивающего пространства в подготовительной логопедической группе. Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками и позволяет включать в познавательную деятельность одновременно всех детей в группе. В ней дети реализуют свои способности

Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими группами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной для ребенка, предоставляющей ему полную свободу действий.

Подготовительная к школе группа – последний год пребывания дошкольника в детском саду и очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.

Пространственную среду необходимо организовывать таким образом, чтобы предоставить детям возможности для самостоятельного изучения окружающих предметов, стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения, дошкольники с общим недоразвитием речи могут испытывать в такой деятельности определенные трудности. Они могут выполнять определенные действия, но не могут объяснить, как они это сделали. В таком случае взрослый должен стать равноправным партнером детей в их деятельности и оказывать им необходимую помощь.

В возрасте шести – семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства в группе.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно - ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, помогают формировать личностную и нравственную саморегуляции. Поэтому игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую, в ходе которой ребенок создает что - то нужное, полезное. В связи с этим уголок продуктивной деятельности комплектуется материалами, необходимыми для изготовления поделок детьми. Дети с удовольствием участвуют в играх – соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.

Виды работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

Виды работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности

Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях

Диагностика сформированности навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с ОНР. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начала с выявления уровня их знаний и интересов по этой теме, степени сформированности практических умений и навыков, которые проводились в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволили определить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у детей, на основе результатов наметить цели и пути работы по данному направлению.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной диагностики, задача которой выявить индивидуальные особенности развития детей.

В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Я разработала диагностический инструментарий обследования навыков сформированности безопасного поведения, используя методические материалы В.П. Глухова, С.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Е.В. Гончаровой. Задания предназначаются для определения уровня сформированности правил безопасного поведения детей в доступных для данного возраста видах: дидактические и словесные игры, обсуждение ситуаций, рассматривание иллюстраций. При оценке выполнения заданий учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи.

Определяется степень самостоятельности при выполнении заданий, последовательность, и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу и поставленной задаче. При затруднениях оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Используется оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения заданий: высокий - 3, средний - 2, низкий - 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей обучении безопасному поведению, в том числе суммарной бальной оценке уровня овладения навыками безопасного поведения в целом.

Критерии оценивания уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей с общим недоразвитием речи.

Высокий уровень - 3

Дошкольник выделяет круг опасных предметов домашнего обихода; имеет полные, точные представления о мерах предосторожности; понимает и аргументирует значимость их соблюдения; знает как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью) Ребенок знает основные правила дорожного движения, необходимые дошкольнику, знает и умеет пользоваться правилами поведения в транспорте. Различает ядовитые растения, несъедобные и съедобные грибы, знает правила контакта с животными и насекомыми. Знает о правилах поведения на водоемах в летнее и зимнее время года. Ребенок знает как вести себя с незнакомыми людьми, решает проблемные ситуации.

Средний уровень - 2

Ребенок называет половину объектов опасности дома, объясняет необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности, знает некоторые способы безопасного обращения с данными предметами быта; информированы о действиях в опасных ситуациях, но представления неполные. Знает как вести себя с незнакомыми людьми, но затрудняется в решении проблемных ситуациях по общению с незнакомыми людьми. Плохо различает ядовитые растения, несъедобные и съедобные грибы. Не знает о правилах поведения на водоемах в летнее и зимнее время года.

Низкий уровень - 1.

Ребенок выделяет некоторое количество потенциально опасных предметов домашнего обихода, называют запрет в качестве аргумента по соблюдению мер предосторожности, не знают способов использования предметов быта; имеют поверхностные представления о действиях в бытовых опасных ситуациях. Ребенок не различает ядовитые растения, определяет съедобные и несъедобные грибы при помощи взрослого, не знает привил поведения на воде. Ребенок плохо знает основные правила дорожного движения, не соблюдает правила поведения в транспорте.

График сформированности навыков безопасного поведения у детей с ОНР логопедической группы № 4 «Лесовичок»

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебно - методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -СПб., 2005

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М., 2004

3.Голицина Н.С, Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни малышей» - М., 2005

4.Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» - Волгоград, 2006

5.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы - Ростов, 2004

6. Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими дошкольниками» -М., 2004

7. Майоров Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку» - М.,2006

8. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М., 2005

9.Степаненкова Э.Я., Филиппенко М.Ф. «дошкольникам о правилах дорожного движения» - М., 1978

10.Тихеева Е.И. «Развитие речи» - М., 2003

11.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» - М., 1998

12. Поддубная Л.В., Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» - М.,2008

13. Иванова Т.Л. «Пожарная безопасность» - Волгоград, 2005

14.Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено» - Сибирское университетское издательство, 2008-

15. Жукова О.Г., Трушнина, Г.Л, Федорова.ЕГ. «Азбука АУ!» - Санкт-Петербург, 2008

16. Антошина З.Р., Саво И.Л. «Знакомим детей с травинами противопожарной безопасности» - Дошкольная педагогика, 2005

Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)

Год участия, уровень мероприятия

Название мероприятия

Результативность

2009 г.

Муниципальный

«Детский травматизм»

Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

2009 г.

Окружной

«ПДД. Зелёный огонёк»

Разработка кратковременных проектов по профилактике ДТП и внедрение их в группах МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос»

2010 г.

1 этап – муниципальный, 2 этап - городской

Конкурс – соревнование среди воспитанников ДОУ на знание ПДД с использованием подвижных игр на воздухе

Участие

 

Внешняя экспертная оценка (благодарственные письма, отзывы, рецензии).

Была отмечена благодарственным письмом от МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 24 «Космос» за высокий профессионализм, инициативность и активную деятельность в мероприятиях.

Ваше согласие\не согласие\ на размещение опыта работы в сети Интернет (на сайте Международного Центра практической психологии) и издательство рукописи в СМИ.

Даю согласие на размещение опыта работы в сети Интернет и издательство рукописи в СМИ.

Приложение 1

Перспективно – тематический план по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Старшая группа

Сроки

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Сентябрь

Занятие «Ребёнок и его старшие приятели»

Ситуация «Старший приятель предлагает залезть на крышу гаража»

«Ребенок стоит на краю платформы и смотрит на приближающий поезд»

Чтение Н. Носова «Фантазёры», «Вот какой рассеянный, с улицы Бассеянной»

Просмотр диафильма (Правила поведения в лесу)

Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту»

Октябрь

Занятие «В лес пойдём грибов, ягод наберём»

Ситуация «Дети бросают в птиц палки, шишки»

«Сбивают палками ядовитые грибы»

Чтение «Маша и медведь», К. Ушинского «Леший»

Беседа на тему «Игры детей в поезде»

Просмотр диафильма (Лесной пожар)

Родительское собрание по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности»

Ноябрь

Занятие «Здоровье и болезнь»

Чтение К. Ушинского «Дедушка», К. Чуковского «Доктор Айболит»

Ситуация «Ребёнок в дождливую погоду выходит на улицу в плаще, резиновых сапогах»

«Ребенок сосет сосульку»

С\р игра «Поликлиника», «Больница»

Выставка рисунков по ОБЖ

Просмотр диафильма (Порезы, ссадины, ушибы)

Консультации психолога «Страхи у детей»

Декабрь

Занятие «Использование и хранение опасных предметов»

Ситуация «Мальчик молотком раскалывает орехи»

«Девочка открыла аптечку и достает лекарство» Чтение загадок про опасные предметы, Н. Носова «Заплатка»

С\р игра «Строители», «Ателье»

Рассматривание иллюстраций из серии «Железнодорожный вокзал»

Просмотр диафильма (Опасные места в доме)

Выставка литературы по безопасности

Январь

Занятие «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Чтение сказки «Кот, петух и Лиса», «Белая уточка»

П\и «Похитители и находчивые ребята»

Ситуация «Куда бежать ,если за тобой гонятся» (парк, пост ГАИ и т.д.)

«Ребенок и взрослый перебегают через железную дорогу в неустановленном месте»

Просмотр диафильма (Правила поведения на льду)

Семинар «Как обучить ребёнка безопасному поведению»

Февраль

Занятие «Если чужой приходит в дом»

Ситуация «Почтальон принес телеграмму»

«Милиционер пришел проверить сигнализацию»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей»

Выставка рисунков по ОБЖ

Беседа на тему «Кто работает на ж/д вокзале»

Просмотр диафильма (Личная безопасность на улице и в подъезде)

Круглый стол «Чему и как мы учим детей» из семейного воспитания и опыта работы педагогов

Март

Занятие «Кошка и собака – наши соседи»

Ситуация «Что надо делать, чтобы кошка была спокойной»

«Бездомные собаки»

Чтение загадок о животных, сказки «Про лису и Котофей Иваныча»

С\р игра «Ветлечебница», «Зоопарк» Рассматривание иллюстраций на тему: «Посадка в вагон»

Просмотр диафильма (Домашние животные, комнатные растения)

Участие родителей в организации экскурсии на железнодорожный вокзал

Апрель

Занятие «Как вызвать милицию, скорую помощь»

Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа –милиционер», Е. Пермяка «Про нос и язык»

Тренинг с телефоном

Ситуация «Ребёнок в поезде на верхней полке без ремня безопасности»

С\р игра «Милиция», «Скорая помощь», «Служба спасения»

Просмотр диафильма (Правила обращения с лекарством)

Памятки «Игры детей в поезде», «Знай и выполняй правила безопасности в поезде»

Май

Занятие «На воде, на солнце»

Ситуация «Дети прыгают с обрыва в речку», «Загорают без понамок»

Рассматривание картин: «Морской пляж», «Морской берег»

Д\и «Собери вещи», «Купание в море»

Выставка рисунков по Обж

Просмотр диафильма (Безопасность в авиатранспорте)

Рекомендации «Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его пользу и вред для ребёнка»

Июнь

Беседа «Безопасность при отдыхе на природе»

Чтение Л. Толстого «Три медведя», А. Вересаева «Хитрые грибы»

Д\и «Экологическая цепочка», «Съедобное –несъедобное»

Ситуации: просмотр диафильма «Приключения Ромы и Юли в лесу»

Просмотр диафильма (Укусы насекомых и диких животных)

Памятка для родителей по безопасности в природных условиях

Июль

Беседа: «Основы здорового образа жизни»

Рассматривание альбомов, книг о спорте

С\р игра «Магазин полезных продуктов питания»

Чтение «Зарядка и простуда», «Денис и медвежонок Денни», Т. Шорыгина «Беседы о здоровье»

Ситуации: просмотр диафильма «приключение Ромы и Юли- поведение на ж\д вокзале

Консультация «Роль семьи в формировании здоровья детей»

Август

Беседа «Сделай компьютер своим другом»

Чтение Т. Шорыгина «Спаси Веронику», «С добрым утром»

Рассматривание иллюстраций из серии «Режим дня»

Ситуации: просмотр диафильма «Приключения Ромы и Юли»

Просмотр диафильма (Ядовитые грибы и ягоды)

Консультация «Воспитывайте полезные привычки с детства»

Подготовительная группа

Сроки

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Сентябрь

Занятие "Пожарный - профессия героическая"

Д\и "Собери картинку", с\р игра "Пожарные"

Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией

Чтение И. Тверабукина "Андрейкино дежурство", С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"

Обсуждение ситуации "Помощь пострадавшему при пожаре

Рассматривание иллюстраций "Помощь пострадавшему при пожаре"

Создание памятки по ППБ

Октябрь

Занятие "Если в доме случился пожар"

Обсуждение ситуации "Чего нельзя делать в отсутствие взрослых"

Чтение стихотворений из цикла "Спички не игрушки, огонь не забава"

Рассматривание иллюстраций "От чего возник пожар"

Д\и "Что для чего", с\р игра "Наш дом", д\и "Угадай профессию"

Консультация "Привитие навыков по ППБ детям дошкольного возраста"

Ноябрь

Занятие "Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности"

Обсуждение ситуации "Если в доме что-то загорелось"

Чтение Л. Толстого "Пожар", Б. Житкова "Пожар в море"

Выставка рисунков по ОБЖ

Рассматривание иллюстраций "Средства пожаротушения"

Д\и "Окажи помощь пострадавшему при пожаре", с\р игра "Пожарные"

Консультация для родителей "Экстремальная ситуация -Пожар"

Декабрь

Занятие "Электричество в вашем доме"

Экскурсия в прачечную

Д\и "Что для чего", с\р игра "Наш дом"

Чтение загадок (электробытовые приборы)

Рассматривание иллюстраций "Электробытовые приборы"

Обсуждение ситуации "Если загорелся чайник"

Выставка литературы "10 заповедей сохранения жизни"

Январь

Занятие "Знакомство с пиротехникой"

Рассматривание иллюстраций "Веселеые праздники и красивые феерверки"

Викторина "Чтобы не было пожара"

Чтение "Как Тимоша царевну спас"

Обсуждение ситуации "Если на елке вспыхнули иголки" (неисправнвя гирлянда)

Д\и "Найди ответ", "Лото осторожностей"

Оформление стенда по ППБ

Февраль

Занятие "Взаимодействие служб спасения"

Обсуждение ситуации "Действия при пожаре"

Встреча с инспектором госпожнадзора.

Чтение стихотворений на противопожарную тему

Рассматривание иллюстраций "Работа пожарных во время пожара", "Спецтранспорт"

Досуг "Смелые пожарные"

Выставка рисунков по ОБЖ

Анкетирование родителей "Знаете ли вы правила пожарной безопасности"

Март

Занятие" Береги свой дом от пожара"

Составление творческого рассказа "Спичка-невеличка и большой пожар" Д\и "Горит - не горит", "Что необходимо пожарному"

Обсуждение ситуации "Откуда может прийти беда"

Рассматривание иллюстраций о пожарной безопасности

Чтение С.Маршака "На площади базарной, на каланче пожарной"

Составление плана - схемы эвакуации из группы, ориентировка в пространстве

Организация уголков безопасности

Апрель

Занятие "Огонь друг и враг человека"

Рассматривание иллюстраций из серии "Огонь- друг" "Огонь- враг"

Обсуждение ситуации "Бабушка забыла выключить утюг"

Чтение В. Гальченко "Первая тревога", Т. Шорыгина "Огневой волшебник"

Составление плана-схемы комнаты, ориентировка в пространстве

Выступление детей перед родителями "Агитбригада юных помощников инспекторов по ППБ"

Май

Занятие "Почему это случилось?"

Выставка рисунков по ОБЖ

развлечение "Почемучка в гостях у юных пожарных"

Обсуждение ситуации "Ты один дома - возник пожар"

Рассматривание иллюстраций "Пожарная безопасность"

Чтение пословиц, поговорок и стихов

Д\и "Разложи по порядку", "Домино", "Найди ответ"

Консультация: "Отчего происходят пожары"

Июнь

Беседа "Если в доме начался пожар"

Чтение С. Маршака "Пожар", загадок по теме Ситуации "Дым в подъезде - твои действия", "Пожар в комнате -девочка прячется под кровать"

Игра - эстафета "Преодоление задымлённой зоны, эстафета с песком, с вёдрами"

Памятка: "Как может возникнуть пожар в лесу, на отдыхе"

Июль

Беседа о профессии пожарного

Игра - тренинг "Сигнал тревоги" (вызов по телефону 01)

Игра - имитация "Пожарники"

Чтение М. Лазарева "Если вдруг с тобой произошла беда"

Чтение Т. Шорыгина "Бумажный самолётик"

Рекомендации "Правила эксплуатации электроприборов в доме"

Август

Беседа "Лесной пожар"

Викторина "Знаете ли вы правила пожарной безопасности?"

Чтение: "незатушенный костер", сказка "Вороненок" из сборника Т.Шорыгиной

Рассматривание иллюстраций по теме "Лесной пожар"

Ситуации "Звери спасаются от лесного пожара", "Семья на отдыхе в лесу - разведение костра"

Консультация "Огонь - судья беспечности людей"

Сюжетно – ролевые игры

Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов по теме

Обсуждение ситуаций после рассматривания иллюстраций, картинок, рисунков, альбомов, игр

Самостоятельная деятельность

Настольные игры

Строительные

игры

Конкурсы рисунков, поделок

Игровая деятельность

Беседы с детьми

Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы

Целевые прогулки, экскурсии, условные прогулки

Работа со схемами

Рассматривание иллюстраций, картинок, выставок, макетов

Сочинение загадок, рассказов, сказок

Совместная деятельность

Опыты, поисковая деятельность

Работа с различными видами материалов

Театрализованная деятельность

Настольные игры

Досуги, праздники, развлечения

Развитие речи

Логопедическое

Ознакомление с окружающим

Музыкальное

Рисование

Математика

Лепка

Конструирование

Физкультурное

Занятия

Занятия у психолога

Аппликация