Музыкотерапия в детском саду
статья на тему

Зарубина Зинаида Владимировна

Роль музыки в режимных моментах детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya_v_detskom_sadu.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в режимных моментах детского сада

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

УТРО. ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в наш детский садик. И уже издалека они слышат нежную чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Используемые музыкальные произведения:

1. П.И.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

2. П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

3. И. Штраус. Полька «Трик-трак».

4. М.И. Глинка. «Детская полька».

5. А. Вивальди. «Зима».

6. П.И. Чайковский «Апрель».

7. Г.В. Свиридов «Музыкальный ящик».

8. Г.В. Свиридов «Веселый марш».

9. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».

10. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром», 2-я часть.

11. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

12. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

13. Й. Гайдн «Детская симфония», 3-я часть, финал.

14. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

15. И. Штраус «Сказки Венского леса».

АЭРОБИКА, УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА, ТАНЦТЕРАПИЯ

Занятия аэробикой проходят в игровой форме, обязательно с музыкальным сопровождением. Этот вид деятельности детям очень нравится. Выполняя движения, они стараются передать музыкальный образ произведения. На занятиях аэробикой музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Танцетерапия дает положительный эмоциональный заряд на целый день.

Используемые музыкальные произведения

1. Р. Шуман «Клоуны».

2. А.Т. Гречанинов «Игра в лошадки».

3. Русская народная песня «Во поле береза стояла…»

4. М.И. Глинка «Вальс-фантазия».

5. П.И. Чайковский. Мазурка.

6. Л.В. Бетховен. Менуэт. Экосез.

7. С.С. Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»).

8. П.И. Чайковский. Русская пляска.

9. Д.Д. Шостакович «Танцы кукол».

10. А.К. Лядов «Дождик-дождик».

11. К. Сен-санс «Осел», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь».

12. П.И. Чайковский Времена года.

ПРОГУЛКА

Прогулка тоже может  проходить под музыку. Ведь это приятно и здорово! Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.

Рекомендованные к использованию музыкальные произведения

1. А.Т. Гречанинов «Моя лошадка».

2. Русская народная песня «Ах, вы, сени…».

3. В.А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает».

4. С.В. Рахманинов «Итальянская полька».

5. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я…».

6. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде…».

7. В.Г. Кикта «Оранжевый скоморох».

8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками».

9. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.

10. П.И Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

11. И. Штраус. Полька «Трик-трак».

12. Г.В. Свиридов. Весенний марш из музыки к повести А.С. Пушкина «Метель».

13. В.А. Моцарт. Симфония №40, экспозиция.

14. М.И. Глинка. Марш Черномора (опера «Руслан и Людмила»).

15. А.П. Петров. «Я шагаю по Москве».

СОН

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в нашем детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон и аудиокассеты со специально подобранными мелодиями – «колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Используемые музыкальные произведения

1. Колыбельные:

 «Тише. Тише»;

 «Спи-засыпай, маленькая принцесса»;

 «Ла Ле Лю»;

 «Приход весны»;

 «Музыкальная шкатулка»;

 «Засыпающий малыш»;

 «Крепко спи»;

 «Сколько звездочек на небе»;

 «Спи, малыш мой, засыпай».

2. П.И. Чайковский «Октябрь».

3. Ц.А. Кюи Колыбельная.

4. Г.В. Свиридов «Грустная песенка».

5. Н.А. Римский-Корсаков» «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).

6. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

7. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия».

8. М.И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль мажор.

9. Л.В. Бетховен Соната №14, 2-я часть.

10. Л.В. Бетховен «Сурок».

11. Ф. Шуберт «Аве Мария».

12. Ф. Шуберт Серенада.

ПРОБУЖДЕНИЕ

Используемые музыкальные произведения

1. В.А. Моцарт «Музыкальная шкатулка».

2. Дж. Россини «Кошачий дуэт».

3. К. Сен-санс «Куры и петухи».

4. А.Т. Гречанинов «Бабушкин вальс».

5. А.Т. Гречанинов «Материнские ласки».

6. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда. Белка».

7. И. Штраус «Полька пиццикато».

8. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

9. П.И. Чайковский Вальс фа-диез минор.

10. Р. Щедрин. Юмореска.

11. П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей.

12. Л.В. Бетховен. Соната №14, 2-я часть.

13. А.И. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад».

Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

1. Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

2. Помогает установить контакт.

3. Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.

4. Повышает самооценку на основе самоактуализации.

5. Способствует отреагированию чувств.

6. Развивает эмпатию.

7. Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.

8. Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки и т.д.

9. Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

 Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

 Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

 Улучшается речевая функция.

 Улучшается сенсомоторная функция.

 Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

 Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия в детском саду и дома

Музыкотерапия  - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности....

Музыкотерапия в детском саду и дома.

Музыкотерапия в детском саду и дома....

Музыкотерапия в детском саду

Один из инновационных методов, которые начинают широко использоваться в детском саду в различных режимных моментах....

Музыкотерапия в детском саду

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья....

музыкотерапия для детского сада

консультация для воспитателей...