Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
статья (младшая группа) на тему

Павлова Татьяна Ивановна

                                                                                                      Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

 

 

Начиная открывать для себя окружающий мир, малыш получает множество сенсорной информации. Для ребенка раннего возраста наибольший интерес представляет предметный мир, поэтому необходимо предоставлять ему богатые и разнообразные внешние впечатления, создавать развивающую среду при помощи разнообразных игрушек и предметов, привлекать внимание к их свойствам.

На протяжении раннего возраста у малыша накапливаются представления о цвете, форме, величине и других значимых свойствах предметов.

Знакомство малыша с цветом мы начинаем с четырех основных цветов: красного, синего, желтого, зеленого. После того, как научатся без труда различать и называть их, мы знакомим с белым и черным.

В уголке по сенсорике организовываем дидактические игры

«Закрой горку»

«Ниточки для шариков»

«Собери букет».

Знакомство с формой. Начинаем с простых фигур: кругом, квадратом. Малыш обводит контуры фигур пальцем. Когда он усвоит эти формы, знакомим с треугольником, прямоугольником и овалом. Параллельно даем представление об объемных геометрических телах кубе, шаре, кирпичике. В работе с детьми используем дидактические игры.

«Подбери фигуру»

«Бусы»

«Вкладыши».Знакомство с величиной. Сначала мы сравниваем два предмета, например, большой и маленький мячи. Затем добавляем третий - средний. В последующем используем понятия: длинный - короткий, высокий- низкий, узкий- широкий. Дидактические игры.

«Большие и маленькие мячи»

«Матрешки»

«Угости зайчика»

Дети любят игру «Заштопай штанишки». Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Материал изображение мишки с отверстием круглой, квадратной, треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты, треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Игровое действие.

  1. Вариант. Воспитатель показывает детям мишку и обращает их внимание на то, что у мишки дырявые штанишки. Показывает детям геометрические фигуры — заплатки и предлагает помочь мишке заштопать штанишки только круглыми заплатками.

  2. Вариант. Заштопать штанишки только зелеными и красными заплатками.

  3. Вариант. Заштопать только синими треугольниками или желтыми круглыми.

Задание различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.

В процессе таких игр развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться и без тактильно- двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Для тактильных ощущений используем такие игры

«Чудесный мешочек»

«Игры с песком»

«Узнай фигуру на ощупь»

«Теплый- холодный»

 

Проводятся игры на развитие :

  • внимания и памяти ( что лишнее)

  • слуховой дифференциации ( что звучит)

  • мелкой моторики рук ( застежки , шнуровки)

Использование дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр сочетается с сенсорным воспитанием осуществляемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликациями, конструированием, музыкой, физической культурой, а также в повседневной жизни, благодаря которым ребенок продвигается в своем развитии.

В своей работе я стараюсь повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по сенсорном развитию детей раннего возраста.