Воспитание уверенности в себе у старших дошкольников
консультация на тему

Евсеева Наталья Александровна

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_uverennosti_u_starshih_doshkolnikov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Евсеева, педагог-психолог

АНО ДО «Планета детства «Лада», ДС №173 «Василек», г.Тольятти, Самарская область

ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А уверенность в себе – верный спутник личностного развития.

Постоянное "я сам" может вывести из себя любого родителя двухгодовалого умельца. Слезы, махание маленького человечка кулаками, когда мама, не выдержав медлительности, сама застегнула молнию на курточке, завязала шнурки, понятны, разве что только такому же малышу, но не мамам, торопящимся на работу или в детский сад. Первоклассник, принесший первую пятерку, радуется, как будто он получил торт просто так. Упрямство пятилетней малютки, упрямо взбирающейся на велосипед после нескольких падений тоже не всегда объяснимо. Интересно, а задумывались ли Вы, что причиной всему этому может быть элементарное честолюбие? Да-да, стремление быть лучше, умнее сверстников, доказать всем, что он уже не маленький, что тоже что-то умеет, и делает это обязательно не хуже взрослых.

Давно стало понятным, что в нашем обществе честолюбие и уверенность в себе это не грех, а движущие силы успеха, без них нынче никуда, ни карьеры, ни знаний, ни уважения получишь без этого двигателя сложно, а порой невозможно вовсе.

У маленьких детей честолюбие воспитывается родителями, именно они определяют рамки его самостоятельности, границы его ошибок. Дети учатся переносить критику, неудачи, проигрыши таким образом, и нет ничего плохого в том, чтобы родители поощряли ребенка к достижению больших высот.

Маленький ребенок каждый день узнает что-то новое, добивается каких-либо результатов: встать самостоятельно, сделать первый шаг, правильно угадать букву. Все эти достижения становятся шажками на пути уверенности в себе. Немного подрастая, между четырьмя и шестью годами, дети уже понимают, что, обладая целеустремленность и твердым решением выполнить задуманное, у них больше возможность добиться результата. Чем больше они экспериментируют, тем быстрее осознают, что именно они, а никто и ничто другое являются двигателем собственного успеха. Малыши, добившись успеха с легким делом, сами усложняют будущую задачу, стремясь узнать больше.

От родителей тоже зависит немало, чем больше они подбадривают ребенка, верят в его успех, тем быстрее растет вера в собственные силы, уверенность в себе. Ну, а если малыша постоянно подгоняют, муштруют, обзывают неумехой, бездельником - все это заставляет ребенка думать, что он на самом деле такой, не может сделать элементарных вещей, не удовлетворяет требованиям родителей. Детям до 5 лет требуется поддержка и одобрение в их начинаниях. Не стоит требовать выполнения сложных действий, когда ребенок научился делать простейшие. Не стоит делать за ребенка его работу, просто для выполнения поставленной задачи ему нужно больше времени, чем взрослому человеку. Он соберет сам домик из кубиков, действуя методом проб и ошибок, если же родители сделают это за него, маленький человечек падет духом (Я этого не могу, - со вздохом подумает он и не захочет больше играть в домик, чтобы не расстраивать маму, своим неумением). Лучше будет, если Вы поможете советом, ободрением, уверенностью в его силах.

Ужасно, когда родители считают, что их чадо должно знать и уметь все: сочинять стихи и музицировать, рисовать, бегать на длинные дистанции и заниматься художественной гимнастикой, и при этом быть лучшим учеником в школе с углубленным изучением языков. Давление отбивает у ребенка интерес к даже самому интересному занятию. Не требуйте от него всего сразу, посоветуйтесь с ним в первую очередь, поймите, чего хочет он, а не Вы. "Ты должен добиться всего в жизни!" - это конечно хороший лозунг, но на ребенка он оказывает большое психологическое давление, обязанность добиться для родителей, а не для себя.

Еще одной из причин неуверенности в себе для ребенка может стать постоянная критика. Я не призываю не критиковать, но делайте это не в категорической форме, объясните почему и что сделано не так.

Приоритет родительского влияния считается бесспорным. Если Вы день ото дня добиваетесь результата, рассказывая сынишке о своих удачах или трудностях, то ему будет несложно понять, что все в этой жизни требует усилий, ничего не появится просто так, и неудача это тоже результат. Опыт не бывает плохим, опыта бывает недостаточно.

Вот несколько советов, как помочь ребенку в трудной ситуации не потерять уверенности в себе:

- Поддерживайте похвалой, когда что-то после долгих усилий получилось,

- Предложите помощь, (малыш не может застегнуть молнию, предложите начать ее застегивать, а он сможет закончить),

- Разделите обучение какому-то сложному процессу на несколько этапов, давая тем самым ребенку освоиться с новой ролью,

- Не принуждайте к выполнению, идите на компромисс,

- Закрепляйте достигнутое, покажите, что Вы довольны достигнутым результатом, но и Вам и ему будет еще приятнее, если он добьется превосходного результата,

- Не скупитесь на похвалу, опасаясь испортить характер ребенка, похвала, а может быть и награда, дадут импульс добиваться еще больших результатов. Помните, что похвала так же как и наказние, должна быть соизмерима с поступком.

- Не стремитесь решать за ребенка все проблемы. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний.

- показыайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте в слух свои возможности и результаты дела.

- не сравнивайтеребенка с другими деьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Мы предлагаем эти советы, думаю, они помогут вам в воспитании вашего ребенка и доставят вам тихую радость общения и сотрудничества с вашим ребенком, а так же повышению уверенности ребенка в себе.

Я думаю это важный вопрос, и над этим нужно работать.

Список литературы

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 2010.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» при участии Творческого центра «Сфера», 2001.
  3. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов "Семейное воспитание" М.,Просвящение1990г.
  4. "Популярная психология для родителей" под редакцией А.А.Бодалева, М., Педагогика 1988г.
  5. Фалькович Т.А., Толстоухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).