Статья: "Конфликт лидеров в детском коллективе".
статья на тему

Коровкина Светлана Викторовна

Как разрешить конфликт лидеров в детском коллективе? Статья - поиск ответа на этот вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_liderov_v_detskom_kollektive.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт лидеров в детском коллективе.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

В широком, социальном смысле лидерство - это способность влиять на отдельные личности и (или) группы людей, направляя их усилия на достижение своих целей. [1], [2]

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление – подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер. [2]

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей [3], [4]:

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

В группе детей дошкольного образовательного учреждения преобладает эмоциональное лидерство с частичкой ситуативного. Так например, дети охотно идут за тем кто излучает уверенность в себе, твердость убеждений (в соответствии с уровнем своего развития), некую харизму и в каком-то смысле силу внушения.

В детских группах очень четко прослеживается проявление лидерства на основе инстинктивного поведения. Как и у животных здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная личность – вожак. Лидер - самый активный и несколько агрессивный ребенок. Он манипулирует другими, чтобы окружающий мир соответствовал его желаниям. Кроме того, лидер является посредником между детской группой и взрослыми. Но, он часто полагается исключительно на свое мнение. За это, лидера могут не любить, но, ему подчиняются из-за страха быть изгоем. У самого лидера приходит осознание своей роли и появляется ответственность за других детей. 

Вместе с тем, в моей практике встречались случаи, когда лидеров было несколько. При условии наличия в группе нескольких лидеров неизбежно их противостояние «за пальму первенства», другими словами, если сравнивать данный аспект с животным миром, каждый из «вожаков» пытался подавить остальных. Данное обстоятельство и послужило поводом для исследования данной проблемы, которая будет рассмотрена в данной статье.

 Возникновение конфликта лидеров неизбежно влияет на остальную группу. «Ведомые» дети пребывают в растерянности, так как перед ними также стоит выбор вожака, что деморализует общую обстановку в коллективе, дети пребывают в состоянии тревоги, замешательства и мук выбора.

Поэтому так необходимо своевременно выявить и приступить к решению данной проблемы. Однако, здесь заметная связь с животным миром заканчивается и решение проблемы должно строиться на методах Психологии, Социологии и Политологии. С учетом еще не сформировавшегося психологического состояния как лидеров, так и «ведомых», необходимо найти решение проблемы в равной степени влияющее на нормализацию психологического состояния всех участников коллектива.

В моей практике самым действенным способом оказалось примирение конфликтующих лидеров путем объединения их усилий и направления их на «обучение» (помощь воспитателю в постановке игровых задач) остальных участников коллектива.

Данный подход позволяет:

  1. Исключить конфронтацию между группой лидеров и позволяет объединить их усилия по достижению общей цели, что в конечном итоге ведет к их сближению, как с самими с собой, так и с остальными членами коллектива.
  2. Нормализовать морально-психологическое состояние остальных членов группы и коллектива в целом.

Таким образом, используя данный подход к искоренению конфликта, оба социальных слоя коллектива обучают друг друга своим личностным качествам, это, в свою очередь, приводит к благополучию каждого ребенка отдельно, так и к общему психологическому климату детского коллектива. Дети должны чувствовать себя счастливыми, ведь они наше будущее!

Список используемой литературы.

1.https://studbooks.net/578704/politologiya/issledovanie_vzglyadov_freyda_politicheskoe_liderstvo.

2. З.Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «я» (сборник)», 1921, 1930, 1915, 1933

3. Бабосов Е.М. Социальное управление: учеб. пособие. М.: ТетраСистемс, 2008.

4. Лесина Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ: дис. … кaнд. соц. наук. Екатеринбург, 2002.

5. Канджеми Дж.П., Ковальски К.Дж. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр, 2007. 6. Пугачев В.П. Руководство персоналом: учеб. М.: Аспект Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...

Статья «Конфликты и их пути решения в системе руководства коллективом младших школьников»

Теоретико-методологический анализ проблемы конфликта в отечественной и зарубежной литературеОпределение, сущностные характеристики конфликтаНа заре становления конфликтологии как науки, сложилась ситу...

Статья «Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения»

Аннотация: Межличностный конфликт, возникающий в процессе общения со сверстниками и проявляющийся в форме конфликтов и драк, является характерной чертой детей дошкольного возраста. В данной статье кра...