"Игра и дети" статья
статья по теме

Верхоглаз Александра Павловна

О значении детской игры в развитии ребенка, с которой должны считать воспитатели, родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Игра и дети. 

                            «В  игре  формируются не отдельные стороны человеческой души, а весь человек – его ум, воля, сердце. Присмотритесь к детской игре, и вы увидите «всю душевную жизнь» ребенка». К.Д.Ушинский

Автор: Верхоглаз  Александра  Павловна.

«Для детей дошкольного возраста  игровая деятельность является ведущей деятельностью. Это сюжетно-ролевые, игру с правилами и другие виды игры» Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности  дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой  регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях…».[1]                                                                                                               Что такое детская игра? В чем ее сущность? Каковы ее источники? Как развивается детская игра? Такие вопросы  нелегко разрешаются, на них даются различные ответы. Прежде всего, нужно помнить, что игра—явление весьма широкое. Играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Без развлечений как же жить? И скучно, и нездорово. Детская игра должна занимать видное место, так как имеет важное значение в развитии человека. Прошло то время, когда она считалась пустяком, таким явлением, на изучение которого взрослому было бы стыдно тратить много времени; теперь уже все, кажется, убедились, что игра весьма и весьма характерное, существенное явление в детской жизни. Не понять его — значит не понять детства; не суметь удовлетворить потребности детей в игре — значит не дать им самой нужной и подходящей к их возрасту пищи. С детской игрой серьезно должны считаться родители и мы, воспитатели.                           В играх, равно как и в развлечениях, главный двигатель - непосредственное удовольствие.  Для игр требуется некоторый запас сил и энергии. Но дети могут так увлекаться игрой, т.е. тем удовольствием. Так как игра, как и всякая другая деятельность, представляет известный процесс, чем-либо оканчивающейся, то и удовольствие в игре получается не только от самого процесса, но и от того результата, который достигается игрой.                            С развитием детей, их начинает интересовать не только процесс, но и результат игры, то, чем игра кончается. Начав что-либо строить, дети увлекаются самым процессом, но часто они с большим интересом относятся и к окончанию — что-то выйдет из их постройки, каков будет домик. Нередко они бывают не прочь сохранить результаты своей игры на некоторое время, чтобы и самим полюбоваться, и другим показать. Чем больше возраст детей, тем больше бывает их интерес к окончанию игры.                                      Внимание детей к результату игры имеет большое значение в том отношении, что прокладывает путь к новой деятельности, сначала занятиям, а потом и работам. В детских занятиях элемент чувства, вместе с движениями, несколько ослабляется, зато усиливается умственный, теоретический элемент, выдвигается вперед интерес знания и достижения определенной цели. В занятиях дитя ставит себе определенную цель. Цель нужно отличать от результата, который привлекает внимание детей к игре и одушевляет ее. Результат есть простое окончание игры: что вышло, то и ладно. В игре дети не задаются непременным намерением достигнуть известного результата, оно довольствуется таким, какой получается, худо ли он, хорош ли. Начиная играть, дети  хотят именно играть, т.е. приятно провести время. Они легко переменят одну игру на другую, легко перейдут из одной партии в противоположную и не печалится, если попадут в разряд побежденных.  Цель же с самого начала определяет всю деятельность, и ее достижение представляет громадную важность.                                                                                                    С возрастом детей занятия по реализации программы в дошкольном учреждении могут превратиться в работу. Процесс этот может быть неприятен, потому что ребенку придется оторваться нередко от приятных игр, развлечений.  Формы, способы  непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми должны учитывать возрастные  и индивидуальные особенностей воспитанников, обеспечить игровое  времени и пространство. Ребенок должен наиграться в дошкольном возрасте  и вовремя подойти к новой для него деятельности – учебе.


[1]*ФГОС ДО  УТВЕРЖДЕН: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от « 17 » октября 2013 г. № 1155      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...