Психокоррекционные сказки и их роль в развитии, воспитании и здоровье ребенка с ОВЗ.
методическая разработка на тему

Шеламова Ольга Николаевна

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольника возраста:

  1. Потребность в автономномии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть и временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда в начале поведение героя не является активным: толчок в активности провоцируется извне другими персонажами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 

Психокоррекционные сказки и их роль в развитии, воспитании и здоровье ребенка  с ОВЗ.

Занятие № 1

  1. Место сказки в жизни современных детей.
  2. Результаты опроса детей.

3.Роль сказки в удовлетворении потребностей ребенка.

     4. Возможности работы со сказкой.

Задание: придумать любую форму работы со сказкой и провести ее.

Занятие № 2 (практическое)

1.Домашнее задание.

2.Сочинение сказки на тему «Случай в детском саду».

3. Понятие «сказкотерапия». Тренинг-сказка  для взрослых «Пряник».

4.Сказки-тесты и их использование в работе с детьми.

3.Рекомендации родителям «Читайте детям сказки».

           Спустился вечер за окном,

              Затушевал дневные краски,

                 Окутал город снежным сном,

                            Вновь наступило царство Сказки…

           И мама, отложив заботы,

              За сказкой время забывает.

                    И для нее, как в детства годы,

                        Волшебный мир вдруг оживает.

                                        Сон убаюкал малыша,

                                         Его отважная душа

                                 Слилась с героем в славном царстве,

                            Волшебном, чудном государстве.

                Уснул малыш. Но и во сне

                                         Он примеряет на себе

                       Роль Золушки, Кота, Руслана,

                        Жизнь эльфов и царя Салтана.

                     Он в сказке вырастет мудрей

                 И духом тверже и добрей.

                                       Ведь тот, кто с детствап Сказку любит,

                           Тот в жизни злым уже не будет!

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольника возраста:

  1. Потребность в автономномии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть и временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда в начале поведение героя не является активным: толчок в активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1. Автономность. Которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию и взгляды.
  2. Активность. Которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнера.
  3. Социальная компетентность:

-проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания, содействия;

- познание другого человека, способностью понять его особенности, интересы потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния;

-выбор адекватных способов общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Занятие № 2 (практическое)

Понятие «Сказкотерапия» 

Сказкотерапия самый  древний  метод практической психологии.

Cказкотерапию  как инструмент психотерапии. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Функции психотерапевтических сказок

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка  выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом .

  1. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

ТРЕНИНГ-СКАЗКА  ДЛЯ  ВЗРОСЛЫХ  «Пряник»

Жил-был Пряник. Такой твердый, что им можно было разбить фарфоровую вазу или глиняный кувшин. Им можно было пробить дырку в стекле или картину на стене. Его можно было использовать вместо шайбы для игры в хоккей или камня, чтобы бросить в воду.

Пряник нельзя было только съесть.

Поэтому его выбросили.

Сказка о жизненном предназначении человека. Рекомендуется использовать  при работе с подростками и взрослыми, испытывающими трудности в самоопределении и принятии себя.

Сказка способствует осмыслению прожитого пути и позволяет задуматься о будущем.

Анализ сказки:

1.О чем эта сказка?

2. Что можно было сделать с пряником?

3. Для чего предназначен пряник?

4. Почему его нельзя было съесть?

5. Когда о человеке говорят, что он «черствый»? Что это значит?

6. Что необходимо изменить в себе, чтобы не быть выброшенным, как Пряник?

7. Какой позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читать ребенку лучше как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту.
Когда 
ребенок научится читать сам, нужно ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать и высказывать свои мысли, эмоции. Кроме того, он увидит, что его мнение важно для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и просят об этом маму. Если процесс слишком затянулся, можно применить такую хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на важные дела. В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает, ведь так интересно узнать, что произойдет дальше.

 Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Е.К. Прудиус «Сказкотерапия трудного детства. Санкт-Петербург. 2006 г.

 2.Е.А.Алябьева «Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях». ООО «ТЦ Сфера». 2015 г.

3. Н.А.Сакович «Практика сказкотерапии». Санкт-Петербург. 2006

г.

4.И.В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост». Санкт-Петербург. 2006

г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Роль семьи в воспитании привычки здорового образа жизни

О важности формирования привычки здорового образа жизни в дошкольном возрасте...

Сказка и ее роль в нравственном воспитании ребенка

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народн...

Психокоррекционная сказка «Сказка про старшую дочку» Возраст: 5-7 лет ( старшая-подготовительная группа)

Коррекция негативных чувств (ревность, обида и пр., связанных с рождением младшей сестры (брата) .Кукла Даша одиноко примостилась возле брошенных в углу игрушек. Когда то, ещё совсем недавно она была ...

Памятки для педагогов: "Коррекционные сказки и их роль в развитие дошкольника"

Психокоррекционная сказка (коррекция воровства)Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.У Дуси бы...

Доклад на педагогическом Совете по теме: « Сказка и психокоррекционная сказка в работе воспитателя»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...

Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него....

Консультация «Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы ребёнка дошкольного возраста».

Консультация«Экологические сказки и их роль в развитии эмоционально-речевой сферы  ребёнка дошкольного возраста»....