Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи

Тукиш Татьяна Федоровна

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_i_ee_rol_v_razvitii_rechi_detey.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.

Из детских книг ребенок узнает много новых слов.

Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (печальный, грустный, веселый,радостный, задумчивый), качественную оценку предметов (прекрасный, хороший, плохой, отличный, негативный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик), образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В старшей группе компенсирующей направленности дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям художественных произведений, знакомятся со сказками, рассказами, стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками. Дети этого возраста самостоятельно определяют жанр произведения, сравнивают его с другими жанрами, объясняют их специфику. Они легко различают прозу и поэзию.

Всегда, после того, как расскажу или прочитаю сказку, провожу беседу с детьми:

1.Почему вы думаете, что это сказка?

2.О чем в ней говорится?

3.Кто из героев сказки понравился и чем?

4.Вспомните, как начинается сказка и как она заканчивается?

5.Какими словами автор характеризует героев и их поступки?

6.Что победило в сказке?

Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер ее героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В русской народной сказке очень много элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. В сказке – богатство русского языка. И надо научить ребенка видеть и понимать это богатство.  При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.  

При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

1.Необходимо повторное чтение отрывков из текста сказки. С первого чтения ребенок не всегда может заметить художественные достоинства сказки, отметить образныесравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. Желателен пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

3. Рисунки и иллюстрации помогают понять произведение.

4. Драматизация – очень эффективный метод развития образной речи. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием.

5.Всегда учу детей подбирать определения к персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Помогут в этом игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова».

6.  Всегда нужно разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (замок - замок), а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).

7. Объяснять этимологию слова.

Многолетняя практика моей работы показывает, что учитель-логопед должен активно знакомить детей с различными литературными произведениями, в том числе и со сказками, тщательно отбирая стихотворный материал и прозаические произведения. В процессе ознакомления детей с художественным словом активно развивается речь, воспитывается любовь к родному языку, формируется умение слушать и понимать литературное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».

В процессе слушания сказки ребенком происходит его  знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...

«Роль сказки в развитии речи у детей 4-5 лет»

Задачи : Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной ф...

Презентация - русская народная сказка "Курочка Ряба" в картинках - развитие речи у детей раннего и младшего возраста

Любимая всеми русская народная сказка  "Курочка Ряба" в картинках.  Данная презентация является иллюстрационным материалом для занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста...

консультация Роль сочинения сказки и её театрализация в развитии речи детей

Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».Д. Родари...

«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»

laquo;Загадка и ее роль в развитии речи у детей»...

Игра и ее роль в развития речи у детей раннего возраста.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом  уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Час...

Презентация «Пальчиковые сказки из фетра» как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста  

Актуальность:В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи нахо...