«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»
консультация
«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»
(консультация для родителей)
Загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать: описание оформлено предложения, ей присущ ритм. Итак, загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Многообразны воспитательные и образовательные возможности загадки. Средствами загадки формируем любовь к народному творчеству, родному языку, живому и образному слову.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичное значение слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»). Загадки расширяют представление детей о возможностях переносного употребления слова. Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.
Особенности содержания и структуры загадки позволяет формировать у них навыки восприятия и использования речи – доказательства и речи – описания. Так загадка становится не просто развлечением и игрой, но и важным средством обучения и развития.
Детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Надо детей заранее знакомиться с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. (Ветер)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Ответ доказывает так: «Это ветер. У ветра нет рук и ног. Мы ветер не видим, мы его чувствуем. Он везде дует, и в окно, и в дверь. Калиткой стучит, хлопает. А еще он снег метет, вертушку крутит и воет, в дом просится.»
Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребенка. Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно.
Загадки – описания заключают в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.
Анализ загадки помогает внимательно относиться к слову, употреблять в своей речи образные характеристики и самим создавать точный , яркий образ.
Загадка помогает при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка – это образец описательной характеристики.
Необходимо систематически обращаться к загадке, что приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-472126-1507443598.jpg)
Консультация "Загадки играют важную роль в развитии ребенка"
Загадки - прекрасное средство развития речи, мышления, памяти, воображения ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-496573-1488545243.jpg)
Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"
Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/01/picture-961147-1538412887.jpg)
Консультация для родителей по развитию речи «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки»
В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280539-1603205437.jpg)
Игра и ее роль в развития речи у детей раннего возраста.
Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Час...
Сценарий ООД по развитию речи для детей средней группы "Книжные загадки"
В увлекательной игровой форме дети средней группы с помощью педагога итог полученным знаниям по речевому развитию за год....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/16/picture-888374-1692152198.jpg)
Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него....