«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»
консультация

Решетова Наталья Юрьевна

«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Загадка и ее роль в развитии речи у детей»

(консультация для родителей)

Загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать: описание оформлено предложения, ей присущ ритм. Итак, загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный  и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Многообразны воспитательные и образовательные возможности загадки. Средствами загадки формируем любовь к народному творчеству, родному языку, живому и образному слову.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичное значение слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»). Загадки расширяют представление детей о возможностях переносного употребления слова. Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.

Особенности содержания и структуры загадки позволяет  формировать у них навыки восприятия и использования речи – доказательства и речи – описания. Так загадка становится не просто развлечением и игрой, но и важным средством обучения и развития.

Детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Надо детей заранее знакомиться с теми предметами и явлениями,  о которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

Без рук, без ног,  а ворота отворяет. (Ветер)

Ответ доказывает так: «Это ветер. У ветра нет рук и ног. Мы ветер не видим, мы его чувствуем. Он везде дует, и в окно, и в дверь. Калиткой стучит, хлопает. А еще он снег метет, вертушку крутит и воет, в дом просится.»

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребенка. Остроумная  и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно.

Загадки – описания заключают в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.

Анализ загадки помогает внимательно относиться к слову, употреблять в своей речи образные характеристики и самим создавать точный , яркий образ.

Загадка помогает при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка – это образец описательной характеристики.

Необходимо систематически обращаться к загадке, что приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Загадки играют важную роль в развитии ребенка"

Загадки -  прекрасное средство  развития речи, мышления, памяти, воображения ребенка....

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"

Конспект  ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"...

Консультация для родителей по развитию речи «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки»

В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка.  Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, на...

Игра и ее роль в развития речи у детей раннего возраста.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом  уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Час...

Сценарий ООД по развитию речи для детей средней группы "Книжные загадки"

В увлекательной игровой форме дети средней группы с помощью педагога итог полученным знаниям по речевому развитию за год....

Что такое фонематическое восприятие, его роль в развитии речи детей и способы его развития»

Консультация для родителей по формированию фонематического восприятия...

Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него....