Типология творческих игр
материал на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

 

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipologiya_tvorcheskih_igr.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Типология творческих игр.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации.

Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью, доступной уже детям раннего возраста. Именно творчество позволяет относится к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями. Однако предоставляя простор для самовыражения личности, игра вводит и ряд ограничений, сдерживая желания ребенка сюжетом, ролью, игровыми действиями.

Сюжетно-ролевая игра  для ребенка – это та форма деятельности, которая ему близка, доступна, приносит радость и более всего продвигает его в развитии. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв.

Сюжетно-ролевая игра особенна тем, что она является свободной деятельностью: дети могут делать, говорить, что им вздумается. Но сюжетно-ролевая игра имеет и секрет, который заключается в том, что все правила и указания в ней скрыты и содержатся в самом игровом действии, в той или иной выбранной роли.

К концу дошкольного возраста дети с помощью взрослых открывают, что правила создаются людьми, что жизнь, как и игра, без своих внутренних правил, договоренностей, невозможна. Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры – социальное развитие ребенка.

Строительные игры  помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в сюжетно-ролевой игре моделируется сфера взаимодействия, взаимоотношений между людьми, то в строительной игре – сфера созидания, создания архитектурных сооружений и всего того, чем богат рукотворный мир.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры, тогда дети вспомнят о строительных материалах, модулях, кубиках, предметах-заместителях.

Расширение представлений об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр.

Игры – драматизации  являются разновидностью творческой игры. В этих играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

В игре-драматизации, как и в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизованность детей.

Игры – драматизации – это любимые сказки детей, их любимые персонажи, которые близки и понятны. Здесь ребенок прикасается к народной мудрости, многовековому опыту поколений.

Свободная и самостоятельная игра  - это лучшее условия для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстником. Чтобы проявить живые, подлинные чувства сообразно роли, нужна свободная самостоятельная игра, лишенная заданности и внешнего наблюдения.  (Возможность уединиться)

Ребенок, играющий один, является одновременно и режиссером, и актером и зрителем. Это Режиссерская игра.

Ребенок, не постигший тайну «вживания» в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в его мир, предугадать его поведение и желание. Таким образом, игры со свободным сюжетом направлены, с одной стороны, на свободные волеизъявления, на раскрепощенное выражение чувств ребенка, его впечатлений, его представлений о мире, а с другой – на овладение ролями других людей, примеривание их позиции на себе. Это могут быть самостоятельные игры детей и игры с незначительной поддержкой взрослого.

По материалам статьи Г.А. Монастырской «Развивающие игры в условиях детского сада» // Детский сад. Управление. – май 2006, № 13 (151).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология образовательных сред

В докладе дается подробная характеристика основным образовательным средам: "догматической", "безмятежной", "карьерной", "творческой"....

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Типология материнской любви.

Типология материнской любви. Узнай себя. В данном материале представлена информация о типах материнской любви к своему ребенку....

Психолого-педагогическая типология мотивов нарушения поведения у ребенка и принципы воспитательного воздействия

Консультация для педагогов. В предложенном материале рассказывается о условиях, необходимых для нормального развития "Я" ребенка, приводится психолого-педагогическая типология мотивов "плохого" поведе...

Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

Презентация на тему: "Типология проектов в дополнительном образовании"

Презентация на тему: "Типология проектов в дополнительном образовании"...

Влияние типологии семьи в воспитании ребенка

Семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей &nd...