Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
статья (средняя группа) на тему

Елена Николаевна Красных

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психологического аспекта изучения семьи.

В.Н. Дружинин [12, с.57] высказывал следующие заключения, что «основываясь на трех наиболее общих подходах к семье, т. е. анализируя ее как малую группу, как социальный институт, и как комплекс взаимоотношений, можно обнаружить, что представление о семье все более отклоняются от безусловно признанных классических функций, которые заданы обществом, и все более подступают к образу семьи как малой группы, где роли, ценности и функции зависят от входящих в нее личностей». Исходя из этого, в исследовании семьи следует отталкиваться от важных для супругов потребностей, а также от важных для общества ценностей. Область жизнедеятельности семьи, непосредственно связанна с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называют функцией. Рассматривая семейные функции, согласимся с мнением Т.В. Андреевой и др. авторами [1, с.112], которые полагали, что «семейных функций столько, сколько типов потребностей в повторяющейся,  устойчивой форме семья удовлетворяет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические подходы к  ролевой структуре семьи и  типологии семейных функций

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психологического аспекта изучения семьи.

В.Н. Дружинин [12, с.57] высказывал следующие заключения, что «основываясь на трех наиболее общих подходах к семье, т. е. анализируя ее как малую группу, как социальный институт, и как комплекс взаимоотношений, можно обнаружить, что представление о семье все более отклоняются от безусловно признанных классических функций, которые заданы обществом, и все более подступают к образу семьи как малой группы, где роли, ценности и функции зависят от входящих в нее личностей». Исходя из этого, в исследовании семьи следует отталкиваться от важных для супругов потребностей, а также от важных для общества ценностей. Область жизнедеятельности семьи, непосредственно связанна с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называют функцией. Рассматривая семейные функции, согласимся с мнением Т.В. Андреевой и др. авторами [1, с.112], которые полагали, что «семейных функций столько, сколько типов потребностей в повторяющейся,  устойчивой форме семья удовлетворяет». Именно данный аспект дает возможность отделять потребности семьи, семейные функции от прочих, а также и укрупнять, обобщать их.   Г. Навайтис [31, с.59] считал, что можно выделить такие ключевые группы потребностей семьи:

  • материальные условия жизнедеятельности семьи;
  • потребность в любви и опеке, связанная с материнством;
  • потребности в физической и психологической близости;
  • потребности в семейном общении [31].

Из данного списка ясно видны ключевые круги семейного взаимодействия: дети, быт, семейное общение и интимность. Нет сомнения, что потребности, удовлетворяющиеся в семье, можно реализовать вне семьи, но лишь семья способна все данные потребности объединить и удовлетворить в комплексе. Подобная позиция помогает лучше осмыслить, когда речь идет о семье, а когда - о близкой к ней малой группе. Разные исследователи дают различные наименования семейным функциям, при всем том, что вся выделяемая исследователями совокупность функций достаточно сходна.

Т.А. Гурко и И.В. Гребенников [9, с.17] относил к функциям семьи репродуктивную, воспитательную, коммуникативную, экономическую, функцию организации отдыха и досуга. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий [52,с.112] отмечали, что к семье относится хозяйственно-бытовая и воспитательная функции, первичного социального контроля и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, и сексуально-эротическая функция.

Такие исследователи как А.И. Харчев и А.И. Антонов [50, с.58] делили семейные функции на: «специфичные и неспецифические». Специфические: (вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления). Неспецифичные (те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах). Специфические семейные функции, к которым относят рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), существуют при всех изменениях социума. К неспецифическим функциям семьи относятся накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйство, досуг и отдых, забота о благополучии и здоровье членов семьи, формирование микроклимата, который способствует самосохранению Я и снятию напряжения каждого и др. [49]

Данные функции обусловлены исторически преходящей картиной жизнедеятельности семейной системы. Для успешной реализации семейных функций в процессе взаимодействия члены семьи обязаны выполнять обусловленные роли. В отечественной психологии понятие семейных функций соотносят с понятиями семейных ролей и семейной структуры. Также, Харчев А.Г., Э.К. Васильева [50, с.77] определяли семейные функции как «ключевое содержание системы социальных ролей в семье».

Как правило, различные исследователи предлагали тот или другой перечень терминов и функций, согласно своей концептуальной модели семьи.  Может быть, не так существенны сами функции, но любопытно обратить внимание на то, что речь идет об ключевых группах потребностей, которые должна и может реализовать именно семья. Большинство авторов в связи с этим применяют список из 6 -7 семейных функций, таких как функция рождения и воспитания детей, функция эмоциональной поддержки и психологической защиты, функция духовного совершенствования родителей. В дальнейшем, к ним добавились такие, как придание смысла сексуальным связям, функцию самовыражения, достижение определенного социально-экономического статуса. Психологами отмечено, что исследователи из Западной Европы и США более подробно перечисляют семейные функции, связанные с духовным общением в семье, а психологи Восточной Европы больше детализируют  бытовые функции. Психологи сходятся в том, что «функции отображают исторический характер взаимосвязи между обществом и семьей, динамику семейных изменений на различных исторических этапах.

Современная семья лишилась многих функций, цементировавших ее в прошлом: образовательную, охранительную, производственную и др. Тем не менее, часть функций прибывает устойчивой к изменениям, в этом смысле их называют традиционными».

К ним относят такие функции [2, с.125]:

1. Хозяйственно-экономическая. Данная функция связана с организацией жизни и быта семьи, благоустройством жилища, формированием и расходованием домашнего бюджета, приобретением и содержанием домашнего имущества, обуви и одежды, питанием семьи, созданием домашнего уюта. В области «домашних дел» складываются внутрисемейные отношения, содержание которых обусловливается типом хозяйственной деятельности. В данных условиях лучше можно осознать волевые и мотивационные компоненты каждого члена семьи, формируются нужные предпосылки создания сплоченности семьи, а к тому же обусловливаются вероятные конфликтогенные сферы взаимоотношений и предоставляется более подходящая форма от них ухода. В период экономических реформ обозначилась тенденция к росту собственно экономической семейной функции: возникли и умножаются семейные предприятия в разнообразных областях непроизводственной и производственной деятельности [2, с.125].

2. Репродуктивная функция. Данная функция обусловлена цельностью сексуальной потребности, которая обеспечивает продолжение рода и любви, как высшего чувства, поэтому невозможно отделение одного от другого. Любовь в семье в значимой степени зависима от удовлетворения сексуальных потребностей, особенности их регулирования и отношения мужа и жены к проблемам деторождения и самим детям. В каждый семье проблема деторождения является важнейшей. В современных условиях она связана с часто неразрешимыми противоречиями. С одной стороны, дети являются фактором стабилизации семейных отношений, а с другой приносят огромную массу проблем: от сложных условий жизнеобеспечения детей до формирующихся со временем деформированных отношений между мужем и женой. Уменьшение многодетности, снижение рождаемости, определенные симптомы эгоизма при существовании только одного ребенка в семье формируют новые проблемы для общества и семьи и доказывают уменьшение значимости функций сексуальных отношений в семье в аспекте деторождения.

3. Регенеративная функция. Данная функция связана с наследованием социального положения, имущества, фамилии, статуса. Сюда  можно отнести и передачу каких-либо фамильных ценностей [2].

4. Образовательно-воспитательная (социализации). Данная функция связана с удовлетворением потребности в материнстве и отцовстве, самореализации в детях, контакте с детьми, их воспитании. «Общественное и семейное воспитание связаны и дополняют друг друга и могут, в обусловленных пределах, даже подменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни в каких условиях не могут стать подобными. Семейное воспитание по своему характеру более эмоционально, чем любое иное воспитание, так как «проводником» его прибывает родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к родителям».

5. Рекреативная функция. Данная функция связана с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, организацией досуга, отдыхом [2].

Кроме традиционных функций можно выделять иные, возникшие в современной семье.

В лекциях А.Л. Варга [5, с.33] выделял, что «традиционные функции стали остро ослабевать, но появилась ранее неизвестная,  новая - психотерапевтическая функция». Принято выделять два ее аспекта:

«поглаживающий» - каждый из супругов нуждается в участии со стороны другого, эмоциональной ласке, психологической поддержке, нежности;

«генерирующий» - самореализация и личностное развитие, помощь друг другу в формировании и оценивании позиций по тем или иным вопросам, умение супруга вдохновить другого, готовность к интеллектуальному участию в решении проблем. Брак удачен или нет в зависимости от осуществления данной функции, т. е.  сейчас семейное существование в значимой степени зависит от стабильности и сформированности близких эмоциональных отношений.

Психотерапевтическая функция семьи дает возможность ее членам удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, психологической защите, признании, уважении, симпатии [5].

Одной из подобных сторон семейной жизни выступают семейные роли. Сам термин семейной роли как конкретизация социальных ролей жены, мужа, отца, матери, детей и т. д. пребывает по сути социологическим. Основываясь на нем, Т.А.Гурко [9, с.13] изучала «личностную окраску», приобретаемую семейными ролями в конкретном проявлении. Определение семейной роли в отечественной науке основывается на представлениях отечественных авторов о социальных ролях. Социальную роль понимают, прежде всего, как функцию социальной системы, «модель поведения, объективно заданную социальной позицией индивида в системе межличностных или объективных отношений». Роль - это «социальная функция человека, которая соответствует принятым нормам, способ поведения личностей в зависимости от их позиции, или статуса в обществе, в системе межличностных отношений» [47].

Большинство психологов выделяет семейные роли на основе перечня семейных функций, акцентуируя отношения между членами семьи по поводу распределения ролей и функционально-ролевой структуры семьи. Если семейные функции определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевую структуру характеризует в первую очередь распределение ролей, т. е. то, какие обязанности выполняется в семье каждым ее членом и на каких принципах построены ролевые отношения (разделение функций или кооперация и т. п.). При описании ролевой структуры семьи значительной проблемой обнаруживается выделение ролей. Внимание психологов направлено на анализ ролей, которые соответствуют воспитательной и хозяйственно-бытовой функциям. Это роли воспитателя детей, хозяина/хозяйки или организатора быта,  а также роль кормильца или материально обеспечивающего семью. Поскольку как мы показали, нет единого перечня основных семейных функций, не встречается и единого списка семейных ролей.

Модификация ролевых отношений в семье выступает как важнейшая сторона современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, которые регулируют сейчас брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем [46].  

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой. Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом - работа». От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией [43].

Пол, как категория биологического деления людей на мужчин и женщин - один из внешних проявлений различий людей. Принадлежность к определенному полу предопределяет дальнейшую жизнь родившегося человека. Главная проблема заключается в том, чтобы точно разграничивать понятия пол и гендер.

В высказываниях Г.Г. Силасте. [43, с. 35], «при употреблении понятия гендер (и его производных) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин».

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым, И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном [40] и др.

В посвященной вопросам семьи воспитания литературе, преимущественно педагогической и религиозной, часто присутствует описание типичного нормативного образца брачно-семейных отношений. В частности, в рамках педагогического подхода И.В.Дорно [11] рассматривает диалектическое равновесие статусов супругов в браке и прежнее положение мужчины в качестве кормильца, а также присвоение женщинами примерно такого же социального статуса теперь и занимание в семье фактических лидерских позиций, при формальном значении мужчины как главы семьи. В этой связи И.В.Дорно предлагает «культивировать в семье при воспитании мальчиков и девочек мужские и женские роли» [11, с.97]. Но нельзя не учитывать, что навязывание какого-либо единого брачно-семейного стереотипа уже не возможно, поскольку не соответствует характеру наступившей с постиндустриальными преобразованиями человеческой цивилизации социокультурной ситуации.

Социальные изменения XX века привели к кризису традиционных форм организации семьи. Исторически роли мужчины и женщины в семье связывались с текущей ситуацией. В наиболее общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяется экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат - свою. Но, и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где есть два уровня руководства отцовское и материнское, все вопросы сообща решаются мужем и женой. На каждом новом витке развития общества, когда случается переоценка ценностей, растет интерес к проблеме функционирования и создания семьи [11].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И СЫНОВЬЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сынов...

Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в семье ...

Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.

Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.       Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отно...

Материнство ( выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Образ матери у детей из полных и неполных семей. Экскурс в историю. Характеристика, сравнительная диагностика...

«Психологические особенности детей из неполных семей»

Актуальность темы исследования обусловлена сегодня тем, что семья, выступающая сегодня основным институтом воспитания детей особенным социальным институтом, находится в тяжелом кризисном состоянии. Бы...

Выступление с презентацией "Неполные семьи. Сопровождение неполной семьи".

Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем. "Материнская" семья сегодня среди неполных семей по - прежнему наиболее распространена. Каждая неполная...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ "

Многие дети в современной России воспитываются в условиях неполной семьи. Отсутствие в семье одного из родителей (в нашем исследовании отцов), не позволяет ребенку сформировать полные, адекватные пред...