Главные вкладки

    Материнство ( выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
    статья (младшая группа) по теме

    Елена Николаевна Красных

    Образ матери у детей из полных и неполных семей. Экскурс в историю. Характеристика, сравнительная диагностика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_portfolio.docx19.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства.

    Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

    «Образ матери» - это один из компонентов «образа семьи», который является феноменом «образа мира». Наш исследовательский интерес направлен в область «образа матери» у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Поскольку проблемы в таких семьях возникают часто и качественно отличаются от проблем в полных семьях, мы находим важным, первоначально остановиться на изучении именно этой проблемы. 

    В нашем исследовании мы планируем рассмотреть «образ матери» у детей, воспитывающихся в неполной семье. Семья считается неполной, когда дети живут с одним из родителей. Неполная семья имеет свои особенности. В неполных семьях на плечи одного родителя ложится материальное обеспечение семьи. Духовный контакт родителей с детьми в такой семье ослабляется в силу перегруженности родителя, нехватки времени для общения с детьми. Социально-психологические проблемы, возникающие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, нарушают общение родителя с детьми. Кроме этого, в неполных семьях существуют затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.

    Проблемы в экономической, политической, духовной, социальной сферах жизни общества обуславливает сложности нравственного воспитания детей в неполной семье. Эти сложности требуют высокого уровня педагогической культуры родителя в неполной семье.

    Актуальность изучения «образа матери» у детей из неполных семей заключается в том, что в настоящий момент число неполных семей в России перманентно возрастает. По информации Министерства труда и социального развития за 2015 год, каждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и все больше женщин рожает детей вне брака. Согласно докладу «Положение детей и молодежи в России, проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94 % случаев неполные семьи – это семьи без отца.

    Представители фонда «Мир семьи» предупреждают, что рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем и вряд ли женщины, которые рожают детей и отказываются вступать в брачные отношения, будут более счастливы, чем женщины, состоящие в браке. Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». Чисто «женское», равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором - «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.

    Образ родителя как феномен в психологии

    На сегодняшний день существует множество подходов к понятию образа родителя в отечественной психологии, анализируя эти подходы мы, вслед за авторами, рассмотрим «образ матери» у детей из неполных и полных семей.

    В отечественной психологии особенность  интеграции  в  детско-родительских отношениях образа  родителя  и  ребенка  исследовалась в трудах  О.А. Карабановой [20], Г.Т.  Хоментаускаса, Е.О. Смирновой [44].

     Согласно О.А. Карабановой [20, с.98] «интегративным показателем детско-родительских отношений у ребенка является образ системы семейного воспитания и образ родителя как воспитателя». Она указывает, что «роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка».

    В работах Э. Галински [8, с.87] выделено шесть стадий родительства, в которых «содержание и их последовательность определена логикой формирования сотрудничества родителей и ребенка. Первой стадией является стадия формирования родительского образа, она продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и считается исходной в создании родительской позиции. Именно на данной стадии складывается первичный образ детско-родительских отношений, который включает представление о ценностях и целях воспитания, эталон - образ идеального родителя, представления о ребенке и о взаимодействии с ним».

    В.Е. Каган [16] и другие исследователи отмечали, что социализация, к которой относится как супружество, так и родительство закладывается у ребенка ко второму году жизни. К этому времени у ребенка уже определяются все предпосылки женского и мужского поведения. Ребенок не только осознает свой пол, но и уже  переносит свои представления об образе матери, отца, ближайших родственников в сюжетно-ролевые игры. В ходе игры ребенок как под копирку переносит  семейную установку, которая является первым и самым простейшим уровнем семейных стереотипов [17].  

    В дальнейшем, начиная с трех, четырех лет, ребенок активно имитирует семейные стереотипы не только своей собственной семьи, но и семьи друзей или ближайших родственников. Наблюдая за поведением детей в детском саду, которые играют в ролевые игры, мы часто видим следующую картину: мальчики не просто ремонтируют машину, а делают это, точно также как делает папа. В тоже время девочки, когда готовят еду для своей семьи или воспитывают детей, полностью заимствуют поведение мамы. При таком игровом перевоплощении дети вступают на главный путь в своей жизни –  путь формирования супружеских и родительских ролей. Фундаментом и главным механизмом этого формирования является идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. В этот период каждый родитель просто обязан более внимательно относится к своему ребенку, как можно больше проявлять ласки, внимания, терпения и ни в коем случае не отстраняться от своего ребенка, не проявлять грубости, тем более жестокости. Это возраст интенсивной закладки главных основ с которыми ребенок будет шагать по жизни. А такой факт как родительство, ребенком будет восприниматься как  счастливое и необходимое человеку явление» [17].

    По мнению В.Г.Каменской [19,с.27] «младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он больше воспринимает внесемейные образцы – и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы».

    Подростковый возраст ставит перед родителями усложняющиеся задачи. В первую очередь из-за того, что для подростка влюбленность и собственная семья столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем.

    Исследование гендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца, по мнению Г.Г. Силасте [43,с.35] представляет особый интерес. «Известно, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что находит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведения, предписываемых обществом матери и отцу в отношении сына и дочери. Предписанные ожидания и нормативы создают идеальные эталонные формы маскулинности и фемининности, присвоение которых обеспечивает формирование полоролевой идентичности в подростковом возрасте». В соответствии со сложившимися культурно-историческими нормами социализации девушки и юноши, в свою очередь, предъявляют различные ожидания в отношении поведения матери и отца, подтверждение или неудовлетворение которых в значительной мере определяет образ родительской позиции матери и отца «глазами подростка».

    По некоторым данным социологического исследования, как утверждает Н.Ф.Федотовой [47,с.87], «матери воспринимаются подростками как более мягкие и склонные к поиску компромисса в спорных ситуациях, а образ отца, приобретает угрожающий оттенок. С отцами подростки чаще связывают ситуации фрустрации и эскалации конфликта. Чем старше подростки, тем чаще они испытывают фрустрацию в отношениях с родителями вне зависимости от пола».

    Образ родительской позиции матери у юношей и девушек различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Во всех возрастных группах девушки склонны выше оценивать уровень позитивного интереса, любви и принятия со стороны матери по сравнению с юношами [47,с.94]. Для юношей более характерно переживание недостатка материнской любви и тепла.

    Неадекватность образа родителя у ребенка может быть обусловлена возрастно-психологическими особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений, в частности типом привязанности и индивидуально-личностными особенностями ребенка, например типом акцентуации в подростковом возрасте. Искажение (нарушение) образа родителя является результатом воздействия всех указанных факторов. Консультативный опыт и полученные данные позволяют выделить следующие варианты искажения образа родителя у ребенка [50]. Для раннего и дошкольного возраста характерно:

    − преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограниченные возможности, достижения;

    − преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.

    Преувеличение силы и могущества родителей для детей раннего дошкольного возраста со временем ослабевает. Начиная с со старшего дошкольного возраста, а в отдельных случаях чуть позже дети начинают переосмыслять родительские возможности и более реалистично смотреть на мир[23].

    В подростковом возрасте мы видим следующую картину:

    − родитель выступает уже не в роли некого мудреца, а скорее авторитарного и контролирующего диктатора.

    Такие варианты искажения подростками образа родителя в большей степени обусловлены возрастно-психологическими особенностями. Так называемый «юношеский максимализм», благодаря которому у детей завышенное чувство взрослости, эгоцентризм, при котором думают в первую очередь о себе и о своих потребностях, не считаясь при этом с чувствами родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по работе с неполными семьями.

    От структыры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей....

    БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ И СЫНОВЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

    Данный материал представляет собой статью. В настоящее время существует огромное количество неполных семей. С такими семьями должна проводиться особая работа. Но, к сожалению, нет программ, напра...

    ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И СЫНОВЬЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

    Существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сынов...

    Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

    Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

    Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.

    Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.       Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отно...

    Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

    Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

    Выступление с презентацией "Неполные семьи. Сопровождение неполной семьи".

    Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем. "Материнская" семья сегодня среди неполных семей по - прежнему наиболее распространена. Каждая неполная...