Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ "
статья

Зуб Людмила Николаевна

Многие дети в современной России воспитываются в условиях неполной семьи. Отсутствие в семье одного из родителей (в нашем исследовании отцов), не позволяет ребенку сформировать полные, адекватные представления об его роли (мужа, отца, хозяина). Это в дальнейшем повлияет на характер отношений ребенка в собственной семье, на распределение семейных ролей. Заявленная проблема актуальна, но недостаточно изучена. Целью являлось выявление представлений о семейных ролях старших дошкольников из неполных семей. Задачами - выявление представлений о семейных ролях в родительской семье и своей будущей семье. Методы исследования: проективные (рисуночные, незаконченные предложения), беседа. Результаты: Выявлены особенности представлений детей о характере семейных отношений, о доминировании, о распределении обязанностей между членами семьи, о желательных для ребенка изменениях в семье в будущем. Выводы: отсутствие в семье отца влияет на формирование у ребенка ограниченных представлений о его семейных ролях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК  159.99.07

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Л.Н.Зуб, студентка 4 курса профиля «Психология и педагогика дошкольного образования», Омский государственный педагогический университет г.Омск, Россия

Аннотация: Многие дети в современной России воспитываются в условиях неполной семьи. Отсутствие в семье одного из родителей (в нашем исследовании отцов), не позволяет ребенку сформировать полные, адекватные представления об его роли (мужа, отца, хозяина). Это в дальнейшем повлияет на характер отношений ребенка в собственной семье, на распределение семейных ролей. Заявленная проблема актуальна, но недостаточно изучена. Целью являлось выявление представлений о семейных ролях старших дошкольников из неполных семей. Задачами - выявление представлений о семейных ролях в родительской семье и своей будущей семье. Методы исследования: проективные (рисуночные, незаконченные предложения), беседа. Результаты: Выявлены особенности представлений детей о характере семейных отношений, о доминировании, о распределении обязанностей между членами семьи, о желательных для ребенка изменениях в семье в будущем. Выводы: отсутствие в семье отца влияет на формирование у ребенка ограниченных представлений о его семейных ролях.

Ключевые слова: неполные семьи, представления, семейные роли, старшие дошкольники.

I. Введение

           Семья является важнейшим фактором развития ребенка, его благополучия и проблем. В ней ребенок знакомится с системой социальных ценностей, норм и правил поведения в обществе. Она оказывает влияние на формирование его представлений о различных сторонах этого мира, в том числе о семье и семейных ролях, которые в дальнейшем будут влиять на отношения в его собственной семье. Система представлений ребенка начинает формироваться в период детства, и во многом это происходит на неосознанном уровне. Ученые (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева и др.) отмечали, что представления  старших дошкольников о семье характеризуются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности [1, с.27; 2, с.96].

           Представления ребенка о семейных ролях зависят от многих факторов, в том числе от состава семьи. Воспитание старших дошкольников в полной семье дает более четкие и обширные представления о семейных ролях. Конечно, и во многих полных семей нарушена ролевая структура, что приводит к формированию искаженных, неадекватных представлений детей о семейных ролях и их системе.

           К сожалению, в современной России, большое количество неполных семей. Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и многих других ученых. Неполная семья — это малая группа c частичными неполными связями, где отсутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок. В неполных семьях роль отца и матери выполняет один человек, преимущественно мать, на которую возложено слишком много обязанностей, много ролей, что также может рассматриваться как нарушение ролевой структуры семьи. Соответственно, ребенку из неполной семьи сложно разделить обязанности и определить характеристики поведения,  свойственные для роли недостающего родителя.

           Несмотря на актуальность темы нашего исследования, необходимо отметить, что при достаточной изученности особенностей развития ребенка в условиях неполной семьи,  представления о семейных ролях старших дошкольников из неполных семей являются на сегодняшний день недостаточно изученными, в чем заключается противоречие.

II. Постановка задачи

           Предположение о том, что старшие дошкольники из неполных семей имеют определенные особенности в представлениях о семейных ролях,  определило проблему исследования и постановку задач. Проблема исследования: Каковы особенности представлений о семейных ролях старших дошкольников из неполных семей? 

Задачи исследования:

  1. Выявить у старших дошкольников представления о семейных ролях в их родительских семьях.
  2. Выявить у старших дошкольников представления о семейных ролях в их собственных семьях в будущем.

III. Теория

           У старших дошкольников, в силу возрастных особенностей, существует определенная  специфика в представлениях о семейных ролях. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила которых приобретаются ребенком только в жизненной практике, в данном случае в семье. Так, например, выделяют следующие особенности представлений старших дошкольников о семейных ролях, факторов их формирования и влияния на ребенка:

-        действенность, связанная с соблюдением требований, что в дальнейшем стимулирует детей к воспроизведению деятельности, которую они наблюдают и которую от них ожидают;

-        содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъективному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям  и  устоям,        сложившимся  в  этой конкретной семье, освоение способов познания и образцов деятельности);

-        личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые        для ребенка        (заботливость,  доброта, приветливость, преданность,        ответственность, справедливость        и т.д.) [3, с. 218].

            У старших дошкольников из полных семей, в которых отмечаются гармоничные отношения, формируются достаточно полные представления о роли отца и матери.

           У детей из неполных семей, как отмечают ученые, отсутствие одного из родителей, приводит к дефициту информации о данной семейной роли, недостатку представлений о ней, достаточно их размытому, ограниченному характеру [4, с.115]. А.Н. Ершова также подчеркивает, что проблема формирования представлений о семейных ролях у старших дошкольников из неполных семей, в основном рассматривается с точки зрения недостатка в развитии представлений о полоролевом поведении в семье[4, с.75].

IV. Результаты исследований

           Эмпирическое исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад «Буратино» с. Екатеринославка Шербакульского района Омской области. В исследовании приняли участие 20 детей из неполных семей. Цель эмпирического исследования: Выявить особенности представлений о семейных ролях у старших дошкольников из неполных семей.  Для проведения исследования использовались следующие методики: «Рисунок семьи» В. Хьюлса (на тему «Моя семья в настоящем», «Моя семья в будущем»), «Незаконченные предложения» и «Беседа с ребенком»  (методики, разработанные нами).

           Мы хотели бы проанализировать наиболее интересные, с нашей точки зрения, полученные результаты по наиболее важным компонентам представлений детей о семейных ролях:

- Представления о доминирование в семье (результаты представлены на рисунке 1).

Рис.1 Сравнение показателей доминирующего члена семьи в настоящей и будущей семье у старших дошкольников из неполных семей

           Доминирование матери, связанное с ее главенством в семье, существует у 60% детей в настоящем и у 50% в представлениях о будущей семье. Вероятно, другие дети живут в семьях со старшими прародителями (дедушкой, бабушкой), которые доминируют в семейной иерархии (30%) и в 10% семей доминируют сиблинги. В будущем желательным для детей вариантом является, уменьшение влияния старших прародителей (на 10%) и сиблингов (на 10%), увеличение влияния матери (на 10%). И почти  третья часть испытуемых главой семьи в будущем хотели бы видеть отца.

          Представления об отношениях с членами семьи и их факторах. Положительное отношение матери к ребенку, существующее в 80% семей, с их точки зрения, заключается в том, она покупает игрушки. Они выделяют также то, что им нравится в ней -  доброта и красота. Детям не нравится то, что она их заставляет убираться, ругает, не играет. При описании отца, дети испытывали затруднения. Но в качестве  положительных  аспектов в отношениях с ним, выделили то, что он им  дарит игрушки. Отрицательным является то, что он всегда занят, они редко видятся.  Дети затруднились ответить, что является с их точки зрения  главным для отца, а для матери указали, что работа и семья. Скорее всего, мать об этом говорит детям, так как они практически сразу, не задумываясь, ответили на этот вопрос. Безусловно, серьезной проблемой является то, что большинство детей 70%, считают, что отец к ним относится отрицательно. Наверное, это связано с недостатком внимания ребенку. А также тем, что некоторые матери часто говорят ребенку негативные вещи об их отце, не считаясь с чувствами ребенка, формируя него болезненные представления о том, что отец их не любит, не заботится. Так, к сожалению, взрослые  проблемы своих отношений проецируют на детей.

 - Представления о близости ребенка с членами семьи. Непосредственная близость отмечается у ребенка с матерью или бабушкой в настоящем. При этом во многих семьях мать практически всегда занята, и ей не удается сохранить близость с ребенком. Дети подчеркивали, что она работает, выполняет домашние дела, обладает положительными качествами. И рисовали себя рядом с теми, кто больше всего времени с ними проводит, чаще всего бабушек.  Дети хотели бы, чтобы им больше уделяли внимание, больше с ними играли,  чтобы у них была полная семья.

          - Представления о семейных обязанностях членов семьи (представлены в таблице 1).

ТАБЛИЦА 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Представления о семейных обязанностях у детей

Количество

Мама работает и делает домашние дела

90%

Бабушка играет с ребенком, водит в садик, кормит

90%

Дедушка играет с ребенком, ремонтирует поломки, работает

60%

Брат/сестра делают уроки, гуляют, убираются и иногда моют посуд

30%

           В описании ролей матери и отца дети чаще всего выделяли их качества, поведенческие проявления или род занятий. Например, при описании матери практически все указывали, что она добрая, милая, красивая. Представления детей о  занятиях матери были следующие:  работа, бытовые обязанности (приготовление пищи, мытье посуды, стирка, глаженье), разговоры по телефону, просмотр сериалов.  

          При описании отца многие дети ничего не могли сказать, что, вероятно, связано с отсутствием его в семье и возможностей полноценного общения с ним. Отмечали, что он  сильный, много работает, редко его видят, он занят. Некоторые дети указали, что он работает, дарит подарки, покупает мороженое. При этом не было ни одного ответа, который бы отражал домашние обязанности, как при описании матери. Т.е. дети отражали то, что они реально знают, видят, что проявляется в их взаимодействии с отцом.

 - Переживание положительных эмоций по поводу семьи. При рисовании настоящей семьи у 50% детей выявлена средняя степень положительных эмоций, а при рисовании будущей семьи у 70% детей – высокая степень.

 - Состав семьи. В настоящем семья состоит из 3 человек или из 4 человек, в будущей семье дети хотели бы иметь большие семьи (более 4 человек).

- Желания детей изменений в семье связаны с тем, чтобы члены семьи больше играли с ними (70%). Это означает, что личного внимания и общения с родителями не хватает большинству детей. Возможно, это связано с тем, что большинству родителей из неполных семей приходится много работать, чтобы обеспечить детей необходимым. В результате у них не остается ни времени, ни сил, чтобы уделить внимание ребенку. Другие потребности отражали материальные желания ребенка: половина детей (50%), как и большинство детей в мире, мечтают о том, чтобы им давали сладкое. Еще треть детей мечтают иметь большую квартиру, чтобы у каждого была своя комната и им покупали много игрушек (по 30% соответственно).

V. Выводы и заключение

           В ходе исследования нами были изучены представления старших дошкольников о своей семье в настоящем и будущем. Выявлены особенности представлений детей о характере семейных отношений, о доминировании, о распределении обязанностей между членами семьи, о желательных для ребенка изменениях в семье в будущем.

           Отсутствие в семье отца влияет на формирование у ребенка ограниченных представлений о его семейных ролях.

           Представления о семейной роли матери являются положительными: дети отмечают ее красоту, доброту. В качестве основных функций роли матери они выделяли профессиональную деятельность и домашнюю работу, т.е., то, чем почти все время занята мать, и что является одной из причин выявленного недостатка ее  внимания к детям. Выявлена связь в представлениях детей о своей семье в настоящем и своей семье в будущем. В будущем дети хотели бы, чтобы их материальные потребности и потребности во внимании были удовлетворены в большей степени, чтобы их семьи были большими по составу и доминировали в них мать и отец.

           Научный руководитель – И. Н. Рассказова, Омский государственный педагогический университет, доцент, к. пс. н., кафедра педагогики и психологии детства,  г. Омск, Россия.  

Список литературы

  1. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 2015. № 3-4. – с.21-32
  2. Целуйко В.М. Психология современной  семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014. – 186 с.
  3. Козлова С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. М.: «Издательский центр Академия», 2013. - 432 с.
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.
  5. Ершова А.Н. Воспитание детей в неполной семье. — М.: Прогресс, 2014. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности полоролевой семейной идентичности старших дошкольников

Дошкольный период – очень короткий, семилетний отрезок и в жизни человека имеющий первостепенное значение. Это отрезок жизни, когда ребенок развивается как никогда бурно и быстро. С каждым годом проис...

Материнство ( выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Образ матери у детей из полных и неполных семей. Экскурс в историю. Характеристика, сравнительная диагностика...

Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ (КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей)

В данном материале представлены конкурсы для детей старшего и подготовительного возраста и их родителей. Цель: проверить и закрепить знания о природе и её охране....

Социальный проект для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

Цель данного проекта - фформирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям....

Фотоочет к Социальному проекту для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

Фото к проекту отражают деятельность детей при ознакомлении и изучении истории своего города, своего края, традиций разных народов....