Социальный проект для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»
проект

Татьяна Петровна Шпехт

Цель данного проекта - фформирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_-_chlen_semi_semya_-_rossiya.docx84.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №48

 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Социальный проект для старших дошкольников

«Я – член семьи, семья – Россия!»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/86/103086501_3424885_img_164fa42390ab.jpg

Автор проекта: Шпехт Татьяна Петровна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

г.Нижневартовск, 2016 год

Социальный проект для старших дошкольников

«Я – член семьи, семья – Россия!».

Важной частью патриотического воспитания дошкольника является приобщение к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей 
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. 

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание. 

Признание государством  приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Именно поэтому мы выстроили наш проект на основе взаимодействия с семьями воспитанников нашей образовательной организации.

Город Нижневартовск многонациональный город,  здесь традиционны интернациональные семьи. Тем  важнее приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 

Цель проекта: формирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 

Задачи проекта:

- дать старшим дошкольникам  начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народах, обычаях, истории, национальной  культуре;

-  развивать интерес к традициям и промыслам разных народов; 

- расширение представлений о городах России; 

- знакомство детей с символами государства, Республики (герб, флаг, гимн).

Методы реализации проекта:

  1. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
  2. Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (России) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательной организации: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению.

Основные принципы построения проекта: 

  • Энциклопедичность; 
  • Уникальность места; 
  • Интеграции знаний;
  • Единства содержания и методов;
  • Динамика преемственности связей;
  • Комплексность. 

Ожидаемый результат: формирование познавательного интереса дошкольников к человеческим отношениям, к истории своей семьи, к истории своей многонациональной родины.

 

План

реализации проекта «Я – член семьи, семья – Россия!»

2015-2016 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок проведения

Результат

Беседа: "Где я живу".

- Экскурсия по улице Дружбы народов, на которой расположен детский сад.

- Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада".

- Подборка семейных фото, картинок с изображением любимых уголков города Нижневартовска.

- Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Сентябрь 2015г.

Создание фотоальбома "Наша семья и наш город".

Беседа: "Моя семья".

- Составление семейного древа (родословная семьи).

- изготовление и представление герба семьи.

- рассказы детей (составленные с родителями) о своих бабушках и дедушках;

- праздник «День матери»

Октябрь 2015г.

Выставки:

«Наше семейное древо»,

«Герб нашей семьи».

Беседа «Традиции семьи».

Рассказы о национальных праздниках:

  • Русские (Масленница, Пасха и т.д.);
  • Хантыйские (День вороны);
  • Татарские (сабантуй).

Ноябрь 2015г.

Праздник  «Дружбы народов», приуроченный к  4 ноября День народного единства.

- Организация  акции совместно с родителями «Наши имена и фамилии».

- Чтение книги «книга ласковых имен», Д.Махеев, Нравственно-патриотическое воспитание, М., 1998, С.36.

Январь 2016г.

Словарь  имен членов семьи воспитанников группы  (совместно с родителями).

- Акция «Моя семья интернациональная» (история встречи родителей, рассказ о национальностях членов семьи и др.)

Февраль 2016г.

Презентации интернациональных семей.

Конкурс «Кулинарные традиции семьи».

Март 2016г.

Ярмарка угощений на празднике, посвященном * Марта.

Вечер встреч «Национальные костюмы членов нашей семьи»

Апрель 2016г.

Мастер-класс изготовления элементов национальных костюмов разных народов России.

- Акция «География наших семей»

Май 2016г.

Географический атлас проживания членов семей воспитанников группы.

Тематическое занятие к 9 мая Дню Победы в ВОВ «Наши деды сражались вместе»

Июнь 2016г.

Стенгазеты «Семейные фото военной поры».

Праздник, посвященный Дню семьи и верности.

08 июля 2016г.

Создание альбома: «Семейные традиции».

Библиографический список:

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92.
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000.
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985 
    Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68. 
  5. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990 
    Знакомим детей с малой Родиной.
  7.  Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
  8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
  10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
  11. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru.
  12. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru.
  13. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13. 
  14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998.
  15. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
  16. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников

         Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...

проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Проект в старшей группе взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения детей «Культура здоровья дошкольника»

Проект  в старшей группе взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения детей «Если хочешь быть здоров»...

Проект для старших дошкольников на тему «К здоровой семье через детский сад»

Необходимость приобщения детей к здоровому образу жизни, разнообразие средств физического воспитания. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни....

Фотоочет к Социальному проекту для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

Фото к проекту отражают деятельность детей при ознакомлении и изучении истории своего города, своего края, традиций разных народов....