игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром
статья (младшая группа) на тему

Поликарпова Юлия Сергеевна

статья на представленную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikarpova_yus_doklad_seminar.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Поликарпова Ю.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №42 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

Игра – одна из основных деятельностей детей дошкольного возраста, которая оказывает огромнейшее влияние на их развитие. Это утверждение уже стало аксиомой, которую никто не пытается оспаривать. Но все ли игры полезны, умеют ли дети играть, как правильно выбрать игрушки, какое влияние на детей оказывают виртуальные игры? Эти вопросы актуальны всегда.

Ученым известно, что дети, которые не научились играть в детстве, во взрослой жизни с трудом обучаются, у них ниже творческие и коммуникационные навыки, они более агрессивны при взаимодействии с другими людьми.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поэтому дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка.

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу, заданную взрослым. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

В своей работе для младшей группы детского сада активно использую игры – путешествия. С помощью технических средств обучения дети попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, способствуют экологическому воспитанию.

Использование дидактических игр позволяет решать разнообразные педагогические задачи, помимо формирования экологической культуры и ознакомления с окружающим миром, они способствуют развитию речи, формированию элементарных математических представлений. Например, игра «Чудесный мешочек», дидактическая задача - узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Дети осуществляют поиск на ощупь спрятанного предмета, при этом в мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать. Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. В качестве другого варианта - узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.

В числе разнообразных дидактических игр, «Рассели животных по домам», «Цветочный магазин», «Что где растет», «Где живут витамины», «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку, и т.д.

Использование различных настольно – печатных и развивающих игр позволяет не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Игры с природным материалом. Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

Используем сюжетно-ролевые и режиссёрские игры: «У бабушки в деревне»; «Наш весёлый огород»; «Маленькие садовники»; «Путешествие в лес»; «Лесные зверята зимуют»; «Соберём и перевезём урожай»; «Ферма»; «Мы идём в зоопарк»; «Путешествие к морю»; «Речные обитатели»; «Ухаживаем за домашним любимцем»; «Выращиваем цветы». Можно предложить детям устроить «театр зверят»: надеть маски или шапочки и, по очереди выходя на «сцену», изображать повадки животного, мимикой и пластикой передавать его характер (хитрая лисичка, боязливый зайчик, храбрый волк).

В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать. Никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Большое внимание в рамках экологического воспитания уделяется работе с родителями. Это и подбор материала для родительского уголка, стендов и экологических плакатов, на которых размещается информация с экологическими играми, загадками, стихами. Организую консультации и беседы экологического содержания, например, «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (субботники, озеленение участка, подкормка птиц). Организовываю выставки поделок, методической и художественной литературы. Проводим конкурсы рисунков «Моё любимое животное», «Осенняя палитра».

На прогулках используем игры с природным материалом (камешки, ракушки, листья, цветы, семена). Благодаря игре, детям легко изучать и осваивать новые знания и навыки. Для строительных игр на прогулке можно использовать природный материал (веточки, камушки, песок); если дворник недавно подстригал кусты, можно использовать обрезанные зелёные веточки, но обязательно подчеркнуть, что их нельзя отламывать от кустов и деревьев, можно только поднимать с земли упавшие.

Через совместную деятельность выращиваем простые растения, прорабатывая последовательность «семя — росток — растение». Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей так, чтобы они выросли культурными, просвещёнными и любящими природу людьми — один из действенных способов решить эти проблемы. Педагоги дошкольных учреждений должны начинать работу по формированию экологической культуры детей с самого раннего возраста воспитанников. Помогут им в этом игры природоведческого и экологического содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром".

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, бе...

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Игры по экологии и ознокамлению с окружающим миром...

Конспект итоговой мероприятия в форме квест игры Тема: «Знатоки природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» - «Юный эколог» + «ознакомление с окружающим миром» в старшей группе «Сказка»

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.Образовательная:- закрепление и обобщение знаний на...

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает  времени  остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной приро...

Дидактические игры как средство по ознакомлению с окружающим миром дошкольников

                                     Подготовила: Храпункова Валентина Николаевна, ...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии.

Дидактические игры экологического содержания...

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ

Экологическое образование и воспитание являются важными аспектами современного общества. Игры на тему экологии и окружающего мира помогают детям и взрослым осознать важность заботы о природе и развить...