Методическая разработка на тему: "Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром".
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ковалева Анна Георгиевна

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников, на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании. Именно, формирование бережного и сознательного отношение к природе, является одной из задач педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu_igry_po_ekologii.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром».

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «… для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников, на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании. Именно, формирование бережного и сознательного отношение к природе, является одной из задач педагогического процесса.

         Очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку.

         Основой работы являются следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, есть игры, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

            Ознакомление детей с природой осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы, компьютерно - игрового комплекса) и использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).

           

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

             Еще одним из уникальных методов экологического развития детей является проектирование. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

            Особенность взросло- детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурса, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах.

         Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды.

             В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы и т. д.), проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей, мы способствуем экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.

Литература

1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А. Артёмова - М., 1992.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко - М., 19

3. Газина О. Играя, изучаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7.

4. Газина О. Играя, познаём природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7.

5. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А. - М., 2001

6. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И. - М., 1988.

7. Дошкольная педагогика. Под ред. Ядэшко В.И. - М., 1986.

8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова - М., 1981.

9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М., 1999.

10. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7.

11. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание - 2004. - №7.

12. Филиппова Г. Экологическое воспитание: психологические основы / Г. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Игры по экологии и ознокамлению с окружающим миром...

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»...

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает  времени  остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной приро...