Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе проблемного обучения
статья на тему

Казакова Светлана Станиславна

В статье описаны педагогические ситуации, которые  могут составить содержательную основу работы  по формированию у детей нравственных и патриотических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova.statya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

             Казакова Светлана Станиславовна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  «Рябинушка»

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе проблемного обучения.

         В образовательных программах дошкольного образования, в области социально-коммуникативного развития, большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (например, друзьям по дому, двору, группе), своей стране. Ведь когда за спиной семья, друзья, Россия – ты не одинок! Но немаловажную роль играет создание условий для развития у ребёнка нравственных качеств, первичных представлений об общечеловеческих ценностях, таких как добро, красота, справедливость, ответственность.

         Вся жизнь человека – это непрерывное, совокупное ситуационное поле его деятельности. Каждая ситуация – часть бытия человека. Любые его инициативы определяются ситуациями и оформляются в виде них. Ситуации побуждает человека к действиям, но оставляют ему свободу выбора в том, как именно действовать.

        Ситуации, применяющиеся в педагогических целях, называются педагогическими. Диапазон ситуаций, которые можно использовать в педагогических целях, достаточно велик: «воспитывающие ситуации», «педагогические ситуации», «ситуации общения», «этически значимые ситуации», «жизненные ситуации», «игровые ситуации», «проблемные ситуации», «ситуации морального выбора». Педагогический эффект любого вида ситуации – воспитание и развитие ребёнка. [2]

         Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка – важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он много- образный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.

         Источником для разработки педагогом ситуаций как формы образовательной работы в ДОО может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др. Иногда даже не требуется собственно творческого подхода к их разработке. Достаточно просто быть наблюдательным и умело использовать подходящие случаи из жизни в целях воспитания детей. [3]

         Проблемные ситуации социальной направленности заключают близкую для ребёнка жизненную задачу (проблему), в разрешении которой он принимает мысленное участие. Решая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к выдвижению разнообразных гипотез, их обсуждению, активизирует эмоционально-чувственный опыт детей, их воображение. Например, короткие рассказы Л.Н.Толстого «Настя ела грушу, а у Маши текли слюнки. Стыдно, Маша, утри губы». Рассказ читается до слов «Стыдно, Маша…», а детям предлагается завершить этот короткий сюжет, совершив моральный выбор в воображаемом плане. Как правило, решение детьми данной дилеммы связано с предположениями о том, что надо поделиться или попросить, чтобы угостили. Поэтому, авторский конец рассказа приводит их в замешательство, так как не совпадает со сложившимися у них представлениями о поведении в подобной ситуации. Представление о том, как некрасиво смотреть в рот тому, кто ест, и столь явно демонстрировать свои желания, у детей практически не сформировано. Концовка рассказа направлена на воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, которое развивается через ощущение эстетически неприятного. Создавая проблемную ситуацию на основе произведений детской художественной литературы, важно активизировать эстетические чувства.

        Ситуации могут быть основаны на различных затруднениях, которые создаются для пробуждения самостоятельности и инициативности детей (например, некоторым детям не хватает глины для лепки, перепутались варежки на батарее, отклеились картинки на шкафчиках, не завязываются шнурки на ботинках и т.п.). Организация подобных ситуаций основана на оказании детям помощи в осознании сущности проблемы (Т.И.Бабаева): что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? Важно вызвать у детей сопереживание, это позволяет направить их на активный поиск выхода из создавшейся ситуации: как помочь? Что можно сделать? Кто что будет делать? В заключение важно помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешного завершения ситуации, порадоваться, сделать выводы («Как хорошо, когда тебе помогают друзья!»).

       Игровые ситуации основаны на создании воображаемой ситуации, в которой решаются образовательные задачи. Ситуация игрового проживания события (сюжета) предполагает принятие детьми ролей и позволяет посмотреть на события или объекты со стороны, глазами другого персонажа или неодушевлённого объекта. Такие ситуации мы используем при ознакомлении детей с Россией, её достопримечательностями и историей. Например: «Давайте немного поиграем. Вот этот коврик – река. Мы с вами – её берега. Разделимся пополам. Половина ребят – правый берег реки, а другая половина - …(левый).

А вот этот старинный кораблик будет плыть по реке. (Отдаём кораблик ребёнку, который будет вести его по синему коврику). Река течёт по ровным местам (равнине). Берега её сначала были низкие. Присядем на колени и положим наши руки (берега) на край коврика. Кораблику удобно пристать в любом месте. (Кораблик подплывает к одному берегу, другому, высаживает пассажиров). Но осенью поднимался ветер, и река затопляла низкие берега. Тогда люди решили построить пристань…и т.д.».

         Игры путешествия, как разновидность игровой ситуации, могут иметь разнообразное содержание – путешествие по миру, стране, городу, посёлку, детскому саду, в «Страну героев» (к 70 - летию Победы в ВОВ).

         В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. [1]

        Ситуации морального выбора ставят детей перед выбором – откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие. Такие ситуации чаще всего возникают сами по себе, в процессе взаимодействия воспитателя с детьми. Они связаны с тем, что происходит в жизни: обмануть или признаться в оплошности, посыпать песком дорожки для малышей в гололёд или остаться поиграть в группе, поделиться ножницами с другом или побыстрее закончить поделку самому и пойти поиграть. Важно создавать ситуации, когда дети принимают решение публично, обосновывают мотивы выбора, так как особенности морального развития дошкольников таковы, что часто решение они принимают в свою пользу, если уверены, что о выборе никто не узнает.[3]

           Таким образом, комплексы педагогических ситуаций могут составить содержательную основу для систематической работы по формированию у детей начал нравственного сознания и патриотизма.

           Список литературы

1. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004

3.Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. А.Г.Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2012.- 205с.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...

Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников

Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем с...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Дидактическая(обучающая) игра приобщает детей к текущей жизнив доступных им формах нравственных переживаний....

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта     «Защитники земли русской»

Разработка и реализация долгосрочного педагогического проекта с детьми подготовительной группы...