Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Психогимнастика.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Александрова Оксана Алексеевна

Сообразительный, смышленый ребенок, но замкнут и неразговорчив. Другой - не по годам развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему все никак не дается, к тому же он обидчив и задирист, агрессивен. Успешное, в дальнейшем ,личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.А.Александрова ,  воспитатель 1 к.к.,

 МБДОУ Подсинский д/с «Радуга».

Эмоциональное развитие детей дошкольного

возраста. Психогимнастика.

Сообразительный, смышленый ребенок, но замкнут и неразговорчив. Другой- не по годам развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему все никак не дается, к тому же он обидчив и задирист, агрессивен. Успешное, в дальнейшем ,личностное, в том числе интеллектуальное, развитие таких детей возможно, если своевременно обратить внимание на процесс формирования их эмоций.

Пока еще не существует однозначного определения эмоций- самого распространенного феномена эмоциональной жизни человека. В «психологическом словаре»  эмоциям дано обобщенное определение: Эмоции (от латинского потрясать, волновать)-психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Давайте не побоимся признаться, что мы имеем только приблизительное представление о роли эмоциональной сферы в жизни человека, о динамике эмоционального развития детей, о причинах недостатков в этом развитии ,и , наконец, о способах профилактики и коррекции таких недостатков.

Это не вина, а беда педагогов, воспитателей, родителей. Они видят, что дети смеются, плачут, грустят и веселятся, остаются равнодушными. Такая очевидность порой вводит взрослых в заблуждение: эмоции возникнут, разовьются и проявятся в различных ситуациях сами, постороннего вмешательства. Мать переживает, если её ребенок, в отличие от сверстников, не так внятно и много говорит, не читает, не считает и т. д. но не всякую мать настораживает, что ребенок не смеется со сверстниками, не переживает за съеденных волком козлят, не грустит вместе с сестрицей Аленушкой , которая не уберегла братца Иванушку и он превратился в козленочка. Не переживает, если заболела любимая собака. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям. Бытует такие рассуждения: эмоции, безусловно важны, но ведь не на столько, как память, мышление, речь. А, следовательно, можно попробовать прожить и без них- конечно, при этом люди лишились бы возможности радоваться, смеяться. Но и от страха, грусти, тоски, гнева, зависти они тоже избавились бы. Мы не первые, кто желал бы освободиться от «гнета эмоций».

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. В настоящее время в ДОУ широко используются разные виды психотренингов, психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Именно она наиболее доступна  в применении для воспитателей и психологов, так как в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Психогимнастика- это курс специальных занятий 9этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Используя психогимнастику дети обучаются азбуке выражения своих эмоций- выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушение общения. Нарушение взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим. Ведь назвать- значит более или менее понять.

Классификация основных эмоций:

Интерес- это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Радость- лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки.

Удивление- кратковременная и очень неопределенная эмоция. Люди удивляются когда бывает чудо.

Дистресс- печаль, страдание, горе. Это отрицательная эмоция.

Отвращение- сначала связано у детей с приемом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту.

Гнев- ярость.

Презрение- пренебрежение к другим.

Страх- эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности. Сначала дети боятся животных, затем пожара, катастроф, позже боятся смерти.

Стыд- страх осуждения. Стыдно бывает не только за себя, но и за других.

Все эти эмоции можно развивать и формировать под музыку небольшими этюдами, короткими играми.

ПРИМЕРЫ:

«Сова»  (для детей 4-5 лет)

Дети выбирают ведущего-сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: Ночь! Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра продолжается и сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

«Реченька» (для детей 5-6 лет)

В игре участвуют 2 группы детей. Обозначив на полу не широкую речку, подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются её перепрыгнуть Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю.

В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла. Игра сопровождается азербайджанским народным танцем в обработке С. Рустамова.

«Вова- растеряша» (5-6 лет), стр.113; «Кривляка» (5-6лет), стр.112; «Упрямый мальчик» (4-5 лет), стр.113; «Злюка» (4-5 лет), стр.115; стр. 108-109 этюды на отображение отрицательных черт характера. (М.И.  Чистякова Психогимнастика, М. «Просвещение» 1990г.)

Кроме этого, очень хорошо помогают развивать эмоциональную сторону ребенка музыкальные театрализованные сказки, в которых сами дети играют роли, переживают вместе с героями.

Используемая литература:

М.И. Чистякова Психогимнастика. М. «Просвещение», 1990г.

М.Э. Вайнер Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Педагогическое общество России, М. 2006г.

Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина, В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития

Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Непосредственно-образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей младшей группы "Веселые гномики".Занятие по эмоциональному развитию

Занятие по эмоциональному развитию, закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов....

Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех

Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...