Роль сказок в развитии речи дошкольников
консультация на тему

Много педагогов обращают внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. В ходе многочисленных бесед с родителями, педагогами и детьми обрисовалась следующая картина:   тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Р. Ярмухаметова

Россия, с. Кунашак

 Роль сказки в развитии речи дошкольников

Много педагогов обращают внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. В ходе многочисленных бесед с родителями, педагогами и детьми обрисовалась следующая картина:   тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Сегодня данная тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой. Присущая сказке необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Сказка дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина, образный язык маленьких описаний КД. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы. Проблему развития речи детей художественной литературой изучали Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева, Е. А. Логинова, Р. И. Лалаева и многие другие.

Задачи детского сада в области родного языка многообразны. В процессе педагогической практики они тесно связаны между собой. Для осуществления каждой из этих задач имеются свои пути и средства, но нельзя решать их изолированно друг от друга. Воспитатель реализует задачи речевого развития у младших дошкольников в комплексе, но именно образцы художественного текста подсказывают ребенку правильное название, заставляют его развить свою мысль и выразить ее более понятно и связно, исправить неправильное произнесение звука и т. п.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.

Как справедливо отмечала Лебедева Ю.А., «любая сказка ориентирована на социально –педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит».  Флерина Е.А.  отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

 Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.  У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные, характерные свойства. Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.). Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться. Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что «дети долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти одними и теми же словами». Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей связной речи, пониманию возможности подбирать слова со сходным или противоположным значением. Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова, которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления.

Леушина А.М. справедливо утверждает: «Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи». Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает. Флерина Е.А. также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что «лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка». Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим. Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос «Почему?». В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом. Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев):

1. потребность в автономности (независимости);

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3. потребность в активности.

Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

  • стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;
  • способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;
  • социальная компетентность.

Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что любое художественное произведение при правильном подходе помогает развивать речь  ребенка, но более эффективно это делают сказки. Ведь сказка одно из первых художественных произведений в жизни ребенка. Из сказок дети черпают самые первые представления об окружающем мире, об отношениях между людьми и животными, о понятии добра и зла; учатся понимать горе сказочных героев, сопереживать им, извлекают первые жизненные уроки. Сказка, в отличие от рассказов и повестей, легче воспринимается ребенком. Ее содержание более доступно для понимания детским умом, потому что сказка рассчитана на детей и испокон веков сказки сочинялись для детей. В любой сказке есть волшебство, превращения, что очень увлекает и заинтересовывает детей. Поэтому дети очень любят сказки: они их смотрят, рассказывают, слушают, рассматривают сказочных героев, картины, а также дают характеристики поступкам героев, повторяют реплики – все это способствует развитию речи детей.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –  СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –  СПб.: Златоуст, 2002.
  3. Рыжова, Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: «Линка-пресс», 2002. – 200 с.
  4. Сидловская, О. Сказка в развитии дошкольника // Ребёнок в детском саду. –  2001. –  №3. –  с. 80–83.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в развитии речи детей (консультация для воспитателей)

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность ...

Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со‏̣сто‏̣яние‏̣ про‏̣бле‏̣мы влияния сказки на эмо‏...

Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить..........

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"

Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...

Консультация "Роль сказок в развитии речи дошкольника"

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря...

Роль сказок в развитии речи детей дошкольного возраста

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования ф...