Формирование системного мышления дошкольников
консультация на тему

Презентация содержит основные подходы к формированию системного мышления дошкольников с помощью "Системного оператора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_operator_.pptx86.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила старший воспитатель Бычкова Г.В. 2018 г Формирование системного мышления дошкольников

Слайд 2

«СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР» - основной инструмент формирования мыслительный операций системного характера Цель : формирование основ системного мышления дошкольников Основной механизм : установление причинно-следственных связей

Слайд 3

Важно!!! соблюдать правила Не ЗАСТАВЛЯТЬ играть, а создавать условия для возникновения интереса к тренингам. Не сдерживать двигательную активность. Хвалить ребёнка за успехи. Не давать категорических оценок ошибкам, привлекать к обсуждению и коллективному установлению истины

Слайд 4

Алгоритм системного мышления Выбор объекта, выделение его функции Определение линии развития как объекта, так и его функции (в прошлом и в будущем) Выделение частей объекта Выявление классификационной группы (место функционирования или обитания ИЛИ классификационная группа) Сравнение с другими по характерным признакам

Слайд 5

Систематизация объектов рукотворного мира Систематизация объектов рукотворного мира

Слайд 6

«Что-то» М.С. Гафитулин Если мы рассмотрим что-то….. (объект) Это что-то для чего-то… (функция) Это что-то из чего-то… ( подсистема объекта) Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта) Чем-то было это что-то …(прошлое объекта) Что-то будет с этим что-то ( будущее объекта) Что-то ты сейчас возьми и на экранах рассмотри! ЛОГИКА СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 7

«Системный оператор» 6 Место функц-рования 3 Окружение, в котором выполняется функция 9 Место 4 Прошлое объекта по выполняемой функции 1 Объект функция 7 Перспективы развития объекта по функции Через противоречие или д/и «Хорошо-плохо» 5 Его части 2 Части 8 Его части

Слайд 8

Систематизация объектов рукотворного мира Систематизация объектов ПРИРОДНОГО мира

Слайд 9

«Системный оператор» 3 Место обитания объекта в начале жизни 6 Место обитания объекта в зрелом возрасте 9 Место обитания объекта в старости 1 Объект в начале жизни 4 Объект в зрелом возрасте 7 Объект в старости 2 Части объекта в начале жизни 5 Части объекта в зрелом возрасте 8 Части объекта в старости

Слайд 10

Контрольные вопросы Кто это? Какое оно? (набор признаков) Из каких частей состоит? Где живёт? (находится). К какому классу относится? Что надо объекту, чтобы оно подросло? (условия жизни) Какое теперь оно стало? Чем отличается от прошлого? 5. Из каких частей стало состоять? 6. Где теперь основное место обитания? 7. Что надо объекту теперь для жизни? (условия жизни) 8. Из каких частей состоит сейчас? 9 . Где теперь основное место обитания? ВЫВОД: изменение живого объекта зависит от следующих условий: свет, тепло, вода, пища, воздух

Слайд 11

Игры, позволяющие установить системные связи объектов рукотворного мира С 3-х лет : «Купец» , «Найдём друга» С 3,5 лет : «Ты моя частичка», «Я еду в деревню», «Где твоя станция», «Что из чего» С 4 лет : «Волшебный мешочек», «Угадай, кто я», « Обзывалки - догонялки», «Кто же это делает? (да-нет)», «Умелая неумейка», «Поезд времени», «Теремок», «Чем был, чем стал», «Пирамидка», «Моё – не моё» С 4,5 лет: «Выбери нужное», «Раз, два, три – в свой домик беги», Из чего приготовлено?,

Слайд 12

Игры, позволяющие установить системные связи объектов живой природы С 2,5 лет: «Кто где живёт», «Летает-плавает-бегает» С 3-х лет : «Вытянем нашу репку», С 3,5 лет : «Хвастуны», «Деревья разные бывают», С 4 лет : «Ромашка», «Был. Есть. Будет», «Угадай-ка», «Чудо-Юдо», «Разведчики», «Что-то - часть чего-то», «Лента времени», «Съедобно - несъедобно», «Времена года», «Я знаю», «Цепочка» С 4,5 лет: «Волшебная дорожка», «Колпачок» С 5 лет: «Главный помощник умной головы Мастера», «Этажи природы» С 5,5 лет: «Скажи, в каком ярусе должно находиться растение на карточке»

Слайд 13

Игры, позволяющие установить системные связи объектов неживой природы С 3,5 лет : «Я возьму тебя с собой, если скажешь, что умеет делать вода (камень, воздух…)», С 4 лет : «Мир вокруг нас», «Подарки неживой природы», «Ты мой кусочек», «Теремок», «Поезд времени» С 4,5 лет: «Мои друзья» С 5 лет: «Чем был, чем стал», «Что умеет превращаться», «Ходим в гости», «Я беру тебя с собой», «Похищение радуги» С 5,5 лет: « Превращалки », «Мир неживой природы потерял жидкое (твёрдое, газообразное) вещество», «Где живёт…?», «Поделись с другом», «Скажи наоборот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кольца Луллия, как средство развития системного мышления дошкольников.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. ...

Формирование системного мышления у детей 4-5 лет. Тема «Цыпленок».

Цель: Формирование системного мышления через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей. Развивать умение детей выстраивать линию развития объекта живой природы в прошлом.Задачи:-со...

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРИЗ технология.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.).Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительн...

Формирование системного мышления дошкольников.

Работа с системным оператором формирует у обучающихся умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение (функцию), динамику развития в определенны...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных ...

Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников

формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности...