Формирование системного мышления у детей 4-5 лет. Тема «Цыпленок».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ромахина Евгения Николаевна
Цель: Формирование системного мышления через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей. Развивать умение детей выстраивать линию развития объекта живой природы в прошлом.
Задачи:
-совершенствовать умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя системный оператор.;
-развивать основы системного мышления;
-актуализировать словарь по теме «Домашние животные»;
-совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным);
-способствовать развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
-продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;
-воспитывать доброжелательные отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия.6.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Формирование системного мышления у детей 4-5 лет.

Тема «Цыпленок».

Воспитатель: Ромахина Евгения Николаевна

г. Югорск 2016г.

Цель: Формирование системного мышления через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей. Развивать умение детей выстраивать линию развития объекта живой природы в прошлом.

Задачи:

-совершенствовать умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя системный оператор.;

-развивать основы системного мышления;

-актуализировать словарь по теме «Домашние животные»;

-совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательным);

-способствовать развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

-продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;

-воспитывать доброжелательные отношения к животным.

Материалы и оборудование: «Волшебный экран» (системный оператор), картинки с изображением цыпленка, петуха, яйца; яйцо вареное и сырое, жилища животных; листочки белой бумаги, кисточки, клей, заготовки для цыпленка, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Домашние животные», чтение художественных произведений о домашних животных, разгадывание загадок о животных и птицах.

Методы и приёмы: словесные: беседа, рассказы детей, поощрения, наблюдения.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Дети подходят к столу.

П: Ребята, а вы желаете со мной поиграть? у меня на столе для вас приготовлены картинки Посмотрите и скажите одним словом кто на них изображен?

Д: домашние животные.

П: Возьмите по одной картинке . Для того, чтобы начать нашу игру вы назовите мне того, кто нарисован на картинке и его детеныша.

Д: ответы детей.

Разгадывание загадки.

П: Молодцы! Назвали много домашних животных, а поиграем мы сегодня с одним.

Я сейчас загадаю вам загадку и мы узнаем того, с кем мы сегодня поиграем.

«Появились у соседки-

Доброй курицы-наседки,

Яркие, пушистые,

Солнышки лучистые

Славные ребятки

Желтые……ЦЫПЛЯТКИ.

Сегодня мы не просто поиграем с цыпленком, но и составим про него небольшой рассказ. А поможет нам в этом  «Волшебный экран».

Работа с системным оператором.

П: ребята, кто у нас сегодня объект исследования

Д: цыпленок

П: что он умеет делать? ( по действию)

Д: бегать, пищать, кушать, …

Д.и .  «Мои друзья» (все , кто умеет бегать, пищать, клевать)

П: что цыпленку нужно, для того, чтобы бегать и прыгать?

Д: лапы

П: что нужно для того, чтобы есть

Д: клюв

Давайте превратимся в цыплят.

Дети подходят к столу. Где лежат яйца.

П: где домик цыпленка?

Д: птичий двор, ферма.

П: чем был раньше цыпленок до того, как стал цыпленком?

Д : яйцом

П: вы знаете из чего состоит яйцо?

А пойдемте посмотрим.

П: я вам предлагаю посмотреть на сырое яйцо и вареное.

Д: скорлупа, белок, желток

П: а чтобы яйцо стало цыпленком, что нужно для этого?

Д: тепло, курица.

П: кем будет цыпленок, когда вырастет?

Д: петухом

П: что есть у петуха?

Д: лапы, крылья, хвост, клюв, гребешок.

П: где живет петух?

Д: на птичьем дворе, в курятнике!

Составление описательного рассказа на основе системного оператора.

А теперь давайте составим рассказ о цыпленке.

Д: Жил цыпленок, он умел бегать, клевать, пищать, махать крыльями. Для этого у него есть: лапки, клюв, крылья. Он живет на птичьем дворе. Цыпленок вылупляется из яйца, у которого есть скорлупа, желток и белок. А чтобы цыпленок появился на свет, мама курица высиживает яйца. Когда цыпленок вырастет, то станет петухом, тоже будет жить на птичьем дворе вместе с курицей и цыплятами.

Музыкальная физминутка.

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день кружил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал. Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо

-Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

Дети выполняют движения вслед за воспитателем по тексту.

Молодцы!

Рефлексия.

Ребята, вы сказали, что цыпленок-это домашнее животное(птица).

- Почему этих животных называют домашними? (Потому что этих животных разводят люди, строят для них жилище, кормят и защищают их люди, заботятся об их потомстве. Одним словом, приносят пользу людям.)

- Правильно, молодцы!

- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего?

Дети делятся своими впечатлениями о том, чем они занимались на занятии и чем им понравилось заниматься больше всего.

Аппликация «Цыпленок»

П: Ребята, на память о нашей игре я предлагаю вам сделать красивого цыпленка.

П: Хорошо?

Д: Да!

П: Но цыпленок у нас здесь не пушистый, я вам предлагаю сделать нашего цыпленка еще красивей и пушистей. В этом нам помогут бумажные салфетки. Вам нужно смять салфетку и наклеить на цыпленка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности

Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация....

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРИЗ технология.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.).Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительн...

Формирование системного мышления дошкольников

Презентация содержит основные подходы к формированию системного мышления дошкольников с помощью "Системного оператора"...

Формирование системного мышления дошкольников.

Работа с системным оператором формирует у обучающихся умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение (функцию), динамику развития в определенны...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных ...