ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ «Системный оператор»
материал

Олейникова Татьяна Анатольевна

Цель: рассказать коллегам об особенностях работы с использованием технологии "системный оператор", о преимуществах этой технологии, показать на примере рассмотрение объекта в системе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_oleynikova.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ

«Детский сад №28»

г. Благодарного

Мастер-класс по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

«Системный оператор»

Воспитатель: Олейникова Т.А.

2025 г.

Цель: рассказать коллегам об особенностях работы с использованием технологии системный оператор, о преимуществах этой технологии, показать на примере рассмотрение объекта в системе.

В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления  детей приобретает особую актуальность.

Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно

изменять и преобразовывать нашу жизнь; интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности; исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс ДОУ новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии; определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как системный оператор.

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Основное положение ТРИЗ: системы развиваются по объективно существующим законам. Эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения творческих задач.

Задачи обучения и игровые упражнения:

В 1-й младшей группе:

обучать детей выделять свойства предметов;

обучать умению сравнивать системы через игры «Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать?», включая их в разные виды деятельности;

использовать прием «эмпатии» для развития образного мышления и формирования умений действовать согласно выбранному образу. Например, педагог – мама курочка, все

дети – цыплятки. Дети показывают, как цыплята клюют зерна, купаются, щиплют травку и т. д.

Во 2-й младшей группе:

продолжать начатую ранее работу, но при сравнении систем расширить диапазон характеристик предмета. Для этого использовались следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».

  • обучать выявлению подсистемных и надсистемных связей: «Из чего это?», «Где живет (работает)?».

познакомить к концу года детей с игрой «Паровозик», направленной на    отработку временной зависимости объекта.

выявлять с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.

В средней группе:

развивать системное мышление через игры «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем мы с тобой похожи», «Чем был - чем стал».

Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка, воробей и др.

На протяжении всего старшего дошкольного возраста начатая работа продолжается.  Знакомые детям игры использовались с усложнением. При этом значительно расширяется кругозор детей.

Алгоритм системного мышления 

Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.

  1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.
  2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
  3. Выявление составляющих объекта.
  4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.
  5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам  

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

    - выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

6 ПНС

3 НС

9 БНС

 4  ПРС

  1 С

 7 БС

5ПРПС

2 ПС

8 БПС

Всякая система имеет ограниченную область эффективного использования (функцию). Под функцией понимается способность объекта изменять что-то другое. Любая система создается для выполнения полезных функций. Виды функций: основная и вспомогательная. Например, пылесос: основная функция – сокращать количество пыли в окружающей обстановке, вспомогательная – окрашивать стены, использовать для отдыха в качестве табурета и т.д.

Основная функция

  • объектов рукотворного мира – сохранять, изменять что-то, функцией объекты наделяет создавший их человек;
  • объектов живой природы – размножаться, изменяться во времени, преобразовывать одни формы энергии в другие;
  • объектов неживой природы – изменяться в сторону дробления до бесконечности (гора – камень – песок – микроэлементы); создавать основу для жизни объектов живой природы (живые объекты живут внутри неживого и используют неживое для жизни).

Система функционирует в какое-то определенное время, в определенном месте, взаимодействует с другими объектами. Любая система имеет антисистему (зима – лето), любая функция имеет антифункцию (охлаждать – нагревать), любое свойство имеет антисвойство (горячий – холодный).

У каждого объекта есть надсистема: по месту нахождения (солнце – на небе, в книге и т.д.), по принадлежности к квалификационной группе (солнце – объект неживой природы или звезда).

Каждая система состоит из подсистемы, включающей в себя минимум частей, без которых она не может работать.

 

Условные обозначения:

С – система

НС – надсистема

ПРПС – прошлое подсистемы                                                    

БС – будущее системы

ПС – подсистема

ПРС – прошлое системы

ПНС – прошлое надсистемы

БНС – будущее надсистемы

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если взрослый использует рифмовку «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Рассматривание системы с точки зрения иерархии (система, надсистема, подсистема) обеспечивает структурно-компонентный подход анализа объекта.

Существует так же генетический подход, изучающий становление системы, последовательность развития, ее исчезновение или замену другой системой. Генетический подход позволяет рассмотреть развитие системы во времени: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое системы рассматривается с точки зрения ее появления (дерево в прошлом было семенем), с точки зрения исторического развития функции системы. При рассмотрении объектов живой природы по оси времени всегда показывается цикл их развития, который постоянно повторяется (все объекты живой природы размножаются, старятся, умирают и становятся питанием для новых объектов).

Контрольные вопросы по систематизации объектов живой природы:

  1. Это кто? Какое оно? (набор признаков)
  2. Что умеет делать? (действия, способы существования)
  3. Из каких частей состоит?
  4. Где живет? (Находится?) К какому классу относится?
  5. Что надо объекту, чтобы оно подросло? (условия жизни)
  6. Какое теперь стало? Чем отличается от прошлого?
  7. Из каких частей стало состоять?
  8. Где теперь обитает?

Объекты рукотворного мира наиболее целесообразно рассматривать с точки зрения исторического развития функции, т.к. объекты рукотворного мира – это не развивающиеся сами по себе системы, они создаются и со временем исчезают (разрушаются), а их функции изменяются, совершенствуются или сворачиваются.

Развитие объектов рукотворного мира идет в следующем направлении:

  1. Повышение идеальности системы за счет увеличения количества положительных функций и уменьшения фактора расплаты.
  2. Идеальный конечный результат (ИКР) развития системы.
  3. Функция сворачивается.

Повышение идеальности объекта можно проследить на следующем примере:

ПНС

утварь

НС

Электробытовой

прибор

БНС

электробытовой

прибор

ПРС

веник

С

пылесос

БС

моющий

пылесос

ПРПС

прутья

бечевка

ПС

мотор, корпус,

щетки, пылесборник, шнур,

и т.д.

БПС

то же +

резервуар для

жидкости

Все системы изменяются в соответствии с объективными законами. Каждая система в прошлом и будущем являлась (или будет являться) частью чего-то или относится к какой-либо классификационной группе, а также состояла (или будет состоять) из каких-то частей.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны.

Родителям для рассмотрения в системе  предлогается несколько объектов: дуб, колобок, лягушка. Их задача заполнить все девять экранов, разработать системный оператор.

Задача проводящего мастер-класс, в случае затруднения оказывать помощь, рассмотреть различные варианты развития и рассмотрения системы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...

Мастер-класс Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ технологии

Данный мастер-класс поможет педагогам ДОУ и родителям научить дошкольников быстро и интересно составлять свои загадки, опираясь на определенные модели...

Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью ТРИЗ технологии

#НАСТАВНИКЦЕНТРМатериал будет полезен творческим педагогам, заинтересованным в получении результатов по развитию речи.с   использованием ТРИЗ технологии....

Формирование креативного мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ технологии.

Использование технологии ТРИЗ оказывает положительное влияние на развитие творческой и мыслительной активности детей. В теории ТРИЗ задания предполагают не только наличие проблемных ситуаций, которые ...

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, разви...