ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ
консультация

Султанахмедова Дилара Равиловна

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyaforsismyshleniya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Подготовила воспитатель:

Султанахмедова Д.Р.

2023

В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.

Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как системный оператор. Эти творческие задания объявляются детям как игры, проводятся в режимные моменты или являются частью занятия развивающего характера.

ЦЕЛИ - общие

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Организуя свою работу с детьми, руководствовалась основным положением ТРИЗ: системы развиваются по объективно существующим законам. Эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения творческих задач.

Задачи обучения установлению системных связей

Младший возраст

Выявление функций объектов

Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним. Различать объекты живой природы по многофункциональности. Дать знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.

Выявление подсистемных связей

Познакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить

дополнять объект какой-либо частью и обозначать ее значение (полуактивный этап).

Выявление надсистемных связей

Познакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (полуактивный этап).

Определение линии развития объекта

Учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития.

Выявление ресурсов объектов

Учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.

Сравнение систем

Учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Классификация объектов

Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления.

3 слайд

В 1-й младшей группе:

обучать детей выделять свойства предметов;

обучать умению сравнивать системы через игры «Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать?», включая их в разные виды деятельности;

использовать прием «эмпатии» для развития образного мышления и формирования умений действовать согласно выбранному образу. Например, педагог – мама курочка, все

дети – цыплятки. Дети показывают, как цыплята клюют зерна, купаются, щиплют травку и т. д.

4 слайд

Во 2-й младшей группе:

продолжать начатую ранее работу, но при сравнении систем расширить диапазон характеристик предмета. Для этого использовались следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».

  • обучать выявлению подсистемных и надсистемных связей: «Из чего это?», «Где живет (работает)?».

познакомить к концу года детей с игрой «Паровозик», направленной на отработку временной зависимости объекта.

выявлять с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.

5 слайд

Задачи обучения установлению системных связей

Средний возраст

Выявление функций объектов

Учить детей выделять у объекта его главное назначение - функцию.

Выявление подсистемных связей

Продолжать знакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части любых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить сравнивать объекты по наличию общей части. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.

Выявление надсистемных связей

Продолжать знакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (активный этап). Учить детей определять основную классификационную группу объекта.

Определение линии развития объекта

Продолжать учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития. Уточнять представления детей отом, что развитие живого организма зависит от окружающего мира (тепло, свет, вода, пища, воздух). Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.

Выявление ресурсов объектов

Продолжать учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.

Сравнение систем

Продолжать учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение, материал, часть, место. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Классификация объектов

Учить детей разделять объекты природного мира на группы: живые, неживые. В разделе «живая природа» выделить группы: насекомые, звери, птицы, человек, растения, грибы. Учить делить объекты рукотворного мира на группы: одежда, мебель, транспорт, посуда. Учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.

В средней группе:

развивать системное мышление через игры «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем мы с тобой похожи», «Чем был - чем стал».

Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка, воробей и др.

Задачи обучения установлению системных связей

Старший возраст

Выявление свойств и функций объектов

Расширять представления детей о признаках объектов (цвете, форме, размере и т.д.). Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в словарь специфические характеристики, связанные с именем цвета. Отработать умение описывать объект по размеру учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера. Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слов «бесформенный» (объект, который динамично меняет форму). Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения. Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

Выявление подсистемных связей

Уточнить знания детей о том, что улюбого объекта есть часть и сам он является частью более сложного объекта. Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.

Выявление надсистемных связей

Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта, продолжать учить перемещать обект из одного места в другое и объяснять значение этого перемещения. Учить проводить классификационные структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.

Определение линии развития объекта

Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. Продолжать учить замечать изменения рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный – современный – более современный). Учить замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку сделать рукотворное изобретение. Продолжать учить детей выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

Решение прогнозных задач

Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов, при решении использовать три уровня изменения объекта.

Выявление ресурсов объектов

Учить самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах). Продолжать учить приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению. Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.

Сравнение систем

Учить самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

На протяжении всего старшего дошкольного возраста начатая работа продолжается, знакомые детям игры использовались с усложнением. При этом значительно расширяется кругозор детей.

6 слайд

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.

  1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.
  2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
  3. Выявление составляющих объекта.
  4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.
  5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам.

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

6 ПНС

3 НС

9 БНС

4 ПРС

1 С

7 БС

5ПРПС

2 ПС

8 БПС

Всякая система имеет ограниченную область эффективного использования (функцию). Под функцией понимается способность объекта изменять что-то другое. Любая система создается для выполнения полезных функций. Виды функций: основная и вспомогательная. Например, пылесос: основная функция – сокращать количество пыли в окружающей обстановке, вспомогательная – окрашивать стены, использовать для отдыха в качестве табурета и т.д.

Основная функция

  • объектов рукотворного мира – сохранять, изменять что-то, функцией объекты наделяет создавший их человек;
  • объектов живой природы – размножаться, изменяться во времени, преобразовывать одни формы энергии в другие;
  • объектов неживой природы – изменяться в сторону дробления до бесконечности (гора – камень – песок – микроэлементы); создавать основу для жизни объектов живой природы (живые объекты живут внутри неживого и используют неживое для жизни).

Система функционирует в какое-то определенное время, в определенном месте, взаимодействует с другими объектами. Любая система имеет антисистему (зима – лето), любая функция имеет антифункцию (охлаждать – нагревать), любое свойство имеет антисвойство (горячий – холодный).

7 слайд

У каждого объекта есть надсистема: по месту нахождения (солнце – на небе, в книге и т.д.), по принадлежности к квалификационной группе (солнце – объект неживой природы или звезда).

Каждая система состоит из подсистемы, включающей в себя минимум частей, без которых она не может работать.

Условные обозначения:

С – система

НС – надсистема

ПРПС – прошлое подсистемы

БС – будущее системы

ПС – подсистема

ПРС – прошлое системы

ПНС – прошлое надсистемы

БНС – будущее надсистемы

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

8 слайд

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Рассматривание системы с точки зрения иерархии (система, надсистема, подсистема) обеспечивает структурно-компонентный подход анализа объекта.

Существует так же генетический подход, изучающий становление системы, последовательность развития, ее исчезновение или замену другой системой. Генетический подход позволяет рассмотреть развитие системы во времени: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое системы рассматривается с точки зрения ее появления (дерево в прошлом было семенем), с точки зрения исторического развития функции системы. При рассмотрении объектов живой природы по оси времени всегда показывается цикл их развития, который постоянно повторяется (все объекты живой природы размножаются, старятся, умирают и становятся питанием для новых объектов).

Контрольные вопросы по систематизации объектов живой природы:

  1. Это кто? Какое оно? (набор признаков)
  2. Что умеет делать? (действия, способы существования)
  3. Из каких частей состоит?
  4. Где живет? (Находится?) К какому классу относится?
  5. Что надо объекту, чтобы оно подросло? (условия жизни)
  6. Какое теперь стало? Чем отличается от прошлого?
  7. Из каких частей стало состоять?
  8. Где теперь обитает? (на 7-9 экран повтор вопросов 4-6).

Объекты рукотворного мира наиболее целесообразно рассматривать с точки зрения исторического развития функции, т.к. объекты рукотворного мира – это не развивающиеся сами по себе системы, они создаются и со временем исчезают (разрушаются), а их функции изменяются, совершенствуются или сворачиваются.

Развитие объектов рукотворного мира идет в следующем направлении:

  1. Повышение идеальности системы за счет увеличения количества положительных функций и уменьшения фактора расплаты.
  2. Идеальный конечный результат (ИКР) развития системы.
  3. Функция сворачивается.

Повышение идеальности объекта можно проследить на следующем примере:

9 слайд

ПНС

утварь

НС

Электробытовой

прибор

БНС

электробытовой

прибор

ПРС

веник

С

пылесос

БС

моющий

пылесос

ПРПС

прутья

бечевка

ПС

мотор, корпус,

щетки, пылесборник, шнур,

и т.д.

БПС

то же +

резервуар для

жидкости

Все системы изменяются в соответствии с объективными законами. Каждая система в прошлом и будущем являлась (или будет являться) частью чего-то или относится к какой-либо классификационной группе, а также состояла (или будет состоять) из каких-то частей.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны.

10 слайд

Спасибо за внимание!

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. «Мои друзья»

Правила игры: ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить.

Ход игры:

П: я – ковер-самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать. К педагогу подходят дети, взявшие на себя роль самолета, комара, птицы, перышка…

  1. «Чем был – чем стал»

Правила игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

Ход игры:

Было семечком, а стало ростком.

Было головастиком, а стало лягушонком.

  1. «Раньше – позже»

Правила игры: ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры:

- Какая часть суток сейчас?

- День.

- А что было раньше?

- Утро.

- А раньше?

- Ночь.

- А еще раньше?

4. «Паровозик»

Правила игры: ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в

разные временные периоды: дерево или птица, или цветок и т.д. Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

Ход игры: педагог , а позже ребенок-паровозик, а остальные дети вагончики. Выстраивается «поезд времени».

  1. «Где живет?»

Правила игры: ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте – это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры: посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя.

П: где живет медведь?

Д: в лесу, в зоопарке.

П: а еще?

Д: в мультфильмах, в фантиках конфетных.

П: где живет собака?

Д: в конуре, в квартире, на улице – бродячие.

  1. Методика маленьких человечков

П: где живут жидкие человечки?

Д: в стакане с водой, в человеке, в крови его. В аквариуме. В реке.

П: а где могут жить газообразные человечки?

Д: в воздухе, в нашей группе, в резиновой игрушке, в человеке, в лампочке.

  1. «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Правила игры: ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

П: что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Д: это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.

П: что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.

П: что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?

Д: это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры». Это можнт быть вежливый человек, добрый человек, книга.

  1. «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

П: съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: потому, что она сладкая.

П: съесть конфету – плохо. Почему?

Д: могут заболеть зубы.

Вопросы задаются по принципу «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?».

  1. «Раз, два, три… ко мне беги!»

Правила игры: ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке ведущего подбегают к нему.

Ход игры: «Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги! (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…). Остальные дети стоят на месте.

  1. «Все в мире перепуталось»

Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.

Правила игры: педагог сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с педагогом дети определяют местонахождение объектов на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

П: что изображено у тебя на картинке?

Д: яблоко.

П: к какомк миру относится яблоко?

Д: к природному, потому что оно само растет.

П: почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

Д: потому что она неживая. Ее сделали на заводе люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...

«Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий».

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей среднего возраста посредством использования ТРИЗ технологий"...

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии". Круглый стол

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников....

Формирование креативного мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ технологии.

Использование технологии ТРИЗ оказывает положительное влияние на развитие творческой и мыслительной активности детей. В теории ТРИЗ задания предполагают не только наличие проблемных ситуаций, которые ...