Рабочая программа "Мой край родной" национально региональный компонент.
рабочая программа (младшая группа) по теме

Валиева Гульназ Назиповна

Рабочая программа для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnk_rab.pr_.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка

        Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.        

       Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

       Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Кояшкай» с. Истяк  в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми  Башкортостана.

        Использование регионального компонента  предполагает следующее

 

1. Ознакомление дошкольников  с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурноисторическим фактам.  

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда  дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.  

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

       В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

       Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- знакомить детей с особенностями и традициями края;

- формировать представления о родном крае: истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе края;

 -заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов

 комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

 использование  программ и технологий по  краеведению;

 создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

 учет специфики организации и построения педагогического процесса;

 использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Принципы

      Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей,  принятых  в обществе  и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

 принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности  принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений  

 принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

 принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

 принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

  принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Педагогические условия

        Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

 Создание культурно-развивающей среды в ДОУ

 Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения        и социума

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и       семьи.  

 Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

 

Сентябрь  

   

1.Беседа о селе.

Цель: уточнить представление детей о родном крае, о красоте.

2.Чтение стихов башкирских поэтов о детях «Гуси и Мунира»

Г. Давлетова.

Цель: учить эмоционально воспринимать текст стихотворений, потешек.

3.Слушание башкирских песен.

Цель:Продолжать знакомить со знаменитыми людьми Башкортостана, узнавать башкирские мелодии.                                                                              4.Знакомство с башкирским орнаментом.                                                                             Цель:Познакомить с башкирским орнаментом и рассказать о том, что у каждого народа он свой.

Октябрь

1.Рассматривание иллюстрации «Гуси и гусята»

Цель: способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.

2.Беседа «Моя республика »                                                                                         Цель:    уточнить у детей представления о родной стране,республике,в которой они живут.                                                                                                               3.Знакомство с башкирской национальной одеждой.                                                     Цель: познакомить с башкирскими национальными костюмами, воспитывать интерес к башкирской культуре.                                                                             4.Рисование «Украсим сапожки кукле Айгуль»                                                            Цель: учить детей составлять на бумаге узор из элементов башкирского орнамента.

Ноябрь

1.Беседа: Зимующие птицы нашей республики

Цель: уточнить знания детей о птицах РБ, закрепить и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям.

2. Чтение башкирской сказки «Лиса плотник».                                                     Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.  3.Рассматривание фотоальбома «Природа родного края».                            Цель:Учить детей видеть красоту родной природы. Воспитывать любовь к малой родине.

4.П/и «Разноцветные платочки».                                                                    Цель: Познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.

Декабрь

1.Рассматривание иллюстраций к башкирским сказкам.                                              Цель:Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.                                            2.Знакомство с юртой.                                                                                                               Цели: Познакомить детей с национальным жильем башкирского народа - юртой, показать об основных строениях юрты.                                                            3.Рисование: - «Украшение платочка башк.растительным орнаментом».                    Цель: учить детей украшать платочек  из элементов башкирского орнамента                                                                                                                            4.Чтение башкирской сказки «Лиса-сирота».                                                     Цель:  Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

Январь

1.Конструирование из строительного материала «Термэ»                                                          Цель: развивать конструкторские навыки детей.                                                                                                                      2.Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой.                                                Цель: Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.                                                                                        3.Башкирские  национальные блюда..                                                                                         Цель: познакомить с башкирскими национальными блюдами, воспитывать интерес к башкирской культуре.                                                                                      4.Башкирская игра «Липкие пеньки»

Цель:познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения.

                                               Февраль

1. «Предметы быта башкирского народа»                                                                                 Цель: продолжать учить детей рассматривать предметы быта и видеть в них основные качества.                                                                                                 2.Лепка: - « Чак - чак»                                                                                        Цель: воспитывать стремление делать что – то для других, формировать стремление работать аккуратно, доводить все до конца; прродолжать знакомить с национальными блюдами башкир.                                                                3. Чтение башкирской сказки «Лиса,волк,перепелка».                                                     Цель:  Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.                                                                                                                       4.Настольнопечатная игра «Башкирская посуда»                                               Цель: продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа.  

Март

1.Подвижная игра «Палкакидалка (Сойош таяк)»                                                                               Цель: знакомство с новой башкирской игрой.                                       2.Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы»                                   Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам.                                             3. Тематическое занятие “Поющий родник”                                                      Цель:показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа.                                                           4.Видеопрезентация «Промыслы и занятия башкирского народа»                              Цель:Познакомить детей с бытом древних башкир, занятиями и промыслами древних башкир.

Апрель

1. Национальные напитки» (кумыс, буза, айран, катык)                                      Цель: познакомить с башкирскими национальными напитками, воспитывать интерес к башкирской культуре.                                                                                2.Чтение башкирской сказки «Сарбай».                                                     Цель:  Познакомить с произведением, беседа по ней, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.                                                                                                             3.Украшение женской головной повязки - харауса.                                              Цель:учить детей украшать платочек  из элементов башкирского орнамента  4.Беседа о труде пчеловода                                                                               Цель:познакомить с традиционной вБашкортостане профессией- пчкловода.Вызвать у детей интереск труду пчеловода.

Май

1.Чтение башкирской сказки «Щедрый заяц».                                                               Цель: Познакомить с произведением, беседа по ней, прививать любовь к чтению. Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.                                                                                                  2.П/и «Хитрая лиса»                                                                                                Цель: Разви вать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертывани ем, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

3.Рассказывание башкирской сказки «Камыр батыр»                                   Цель: продолжать развивать интерес с башкирским сказкам.  

4.Рассказ воспитателя  о древнем башкирском празднике “Грачиная каша”                                                                                                                 Цель: познакомить детей с древнем башкирским праздником “Грачиная каша”

       

Литература

1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016

2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО

4. Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007

5. Давлетшина Р.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»

6. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.

7. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы

Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......

рабочая программа старшая группа. Региональный компонент

рабочая программа старшая группа. Региональный компонент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ...

Конспект НОД. Звуки [Л, Ль].Родной край Урал. Региональный компонент.

Конспект НОД.  Звуки [Л, Ль,]. Родной край Урал. Регионнальный компонент....