Консультация для родителей «Развитие ориентировки в пространстве в средней группе средствами дидактических игр»
консультация (средняя группа) на тему

Тябина Ольга Анатольевна

Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Это особый вид деятельности, который носит творческий характер. Наиболее широко используются в работе дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, проводимой в игровой форме, игровым действиям и правилам ребенок усваивает определенное познавательное содержание.

Игровой замысел и игровые задачи – характерны для дидактической игры. Центральным звеном дидактической игры являются правила. Выполнение игрового содержания обеспечивает реализация правил. Правила помогают осуществлять игровые действия и решить игровую задачу. Ребенок в игре учится непроизвольно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ориентировки в пространстве в средней группе  средствами дидактических игр»

Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Это особый вид деятельности, который носит творческий характер. Наиболее широко используются в работе дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, проводимой в игровой форме, игровым действиям и правилам ребенок усваивает определенное познавательное содержание.

Игровой замысел и игровые задачи – характерны для дидактической игры. Центральным звеном дидактической игры являются правила. Выполнение игрового содержания обеспечивает реализация правил. Правила помогают осуществлять игровые действия и решить игровую задачу. Ребенок в игре учится непроизвольно.

Рассмотрим использование дидактических игр в работе с детьми четырех

  • пяти лет. К этому времени у детей уже начинает формироваться знание пространства - это является следствием отражения в речи пространственных терминов.

Дети осваивают такие понятия:

- овладение «схемы собственного тела» (развитие ориентировки на себе);

- способность мысленно переносить «схему собственного тела» на другие объекты, выделяя при этом различные их стороны;

- усвоение словесной «системы отсчета» по направлениям, т.е. умение их различать, обозначать и указывать.

В средней группе приступила к выполнению новой программной задачи

  • формирование у детей опыта действенной ориентировки в пространстве по основным пространственным направлениям.

        С этой целью можно провести  игру «Куда пойдешь, что найдешь?». В отсутствии детей прятала игрушки в разных местах комнаты. Расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры сказать, что сегодня мы будем искать игрушки.

«Направо пойдешь – Мишку найдешь Налево пойдешь – матрешку найдешь. Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

 Игровое действие в данной игре – поиск, спрятанной игрушки. Дальнейшее усложнение выражается в том, что ребенку предлагала

определить сразу несколько пространственных направлений.

        С этой целью можно использовать игры «Найди игрушку» или «Найди флажок». Ребенок должен повернуть направо, дойти до скамейки, дойти до поворота, найти тропинку, и там искать спрятанную игрушку.

Чтобы развивать у детей действенную ориентировку в окружающем пространстве актуальны малоподвижные дидактические игры: « Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Рекомендованы они и для детей среднего дошкольного возраста.

На следующем этапе работы можно предложить детям задания на ориентировку закрытыми глазами: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком».

Ориентировка в таких играх происходит на основе чувственного отражения пространства. Ребенок ориентируется на основе непосредственных раздражителей (звуковых, предметных). От него не требуется знание основных пространственных направлений. Дальнейшее усложнение в этих играх состоит в том, что детям предлагала двигаться по направлению к предмету с закрытыми глазами, следуя при этом указаниям педагога: «Сделай два шага назад, три шага влево, два вправо, теперь иди вперед …ищи». Количество предлагаемых детям заданий в начале ограничивается двумя - тремя.

Следующая игра «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь» Ребенку предлагается повернуться на 180*, пройти «по тротуару» до конца, снова определить правую сторону и вернуться назад к своему «домику». Одновременно навстречу друг другу идут двое детей. При встрече на обратном пути они обмениваются флажками, возвращаются к своему стулу, передают флажок следующему ребенку, который теперь отправляется по тому же пути навстречу другому ребенку, идущему с противоположного конца «тротуара».

В игре «Яков, где ты?» одному из детей завязываются глаза. Это «жмурка». Он ловит другого ребенка, время от времени спрашивая его: «Яков, где ты?» - «Я здесь», - отвечает тот и убегает. «Жмурка» по голосу определяет местонахождение ребенка и старается поймать его.

Основная задача игр («Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком» и «Поймай звоночек») – формировать у детей быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал при ориентировке в пространстве.

Дальнейшая работа заключается в решении новой задачи - определением местоположения объектов, т.е. заданиями на ориентировку в пространстве «от себя» и от других предметов

        С этой целью можно использовать упражнения на определение ребенком пространственных соотношений в заданиях типа: «встань позади или впереди другого; встань так, чтобы стул был впереди (сзади, справа или слева) тебя». Упражнения проводятся в игровой форме, например, в форме игры «Угадай, что изменилось: Ира была впереди Оли, а теперь она стоит сзади; Коля стоял справа, а теперь он впереди меня» и т.п.

Изменение  характера, темпа и условия выполнения детьми подобных заданий является вариантом усложнения.

Так, в игре «Зайцы и волк» детям можно предложить по сигналу убегать «от волка» и прятаться за свои «домики». «Домиками» служат стулья или цветные полые кубы. Спрятавшимися от «волка» считались те «зайцы», у которых «домик» был расположен в соответствии с заданием воспитателя впереди, сзади, справа или слева от ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...

Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребе...

«Развитие ориентировки в пространстве в средней группе средствами дидактических игр»

Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников...

Консультация для родителей дошкольников «Ориентировка в пространстве»

Консультация для родителей дошкольников «Ориентировка в пространстве»...

Консультация для родителей дошкольников «Ориентировка в пространстве»

Не забудь в своих предложениях употреблять слова: НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, У, ОТ....

Консультация для родителей дошкольников «Ориентировка в пространстве»

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве.Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы &md...

Консультация для родителей "Развитие ориентировки в пространстве у детей".

Консультация для родителей "Развитие ориентировки в пространстве у детей"....