Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей трех — пяти лет.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лантухова Елена Михайловна

Консультация для воспитателей детского сада.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей трех — пяти лет.

    Музыку называют действенным средством воспитания. Воспитатель должен использовать песню, музыку для решения задач эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания детей.

    Если с песней начать день, то на душе радостно и дело спорится. Хорошо и с ребятами утро встретить песней. Она звучит на утренней гимнастике. Песни нравятся детям, шаг их становится ритмичней, бодрей. У ребят улучшается настроение, повышается тонус. А от этого во многом зависит их организованность, активность, работоспособность в течение всего дня.

     Приглашая  детей на музыкальное занятие, воспитатель прежде всего обращает внимание на их внешний вид, говоря, что нужно всегда быть подтянутыми и опрятными. Предлагает подтянуть гольфы, поправить одежду, чтобы ничто не мешало участвовать в играх на музыкальном занятии. Перед тем как идти в зал, несколько оживленным, торжественным, эмоциональным тоном подготавливает детей к встрече с музыкой, песней, танцем.

      Заранее знакомится с планом музыкального занятия. Любое ожидание возбуждает и утомляет детей,  поэтому воспитатель так организовывает переход от первого занятия к музыкальному, чтобы он был коротким. В этот промежуток времени старается перестроить детей, переключить их внимание на другой вид деятельности.

      На музыкальном занятии воспитатель принимает активное участие. Очень важно, чтобы дети почувствовали активное сопереживание с ними взрослых от встречи с песней, с музыкой.

     Сопереживание! Это дорожка, путь к сердцу ребенка, к его сокровенным чувствам. Дети не терпят искусственности. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому  воспитатель должен стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатии к музыкальным образам. Этим самым расширяя пути воздействия на ребенка.

     Воспитатель занимается с детьми индивидуально, поскольку ребенок с ним  более активен. Наблюдая за детьми  на музыкальном занятии, воспитатель отмечает, кто правильно двигается, а кому нужна помощь в освоении движения. Воспитатель хвалит успешных детей  перед другими детьми, и предлагает остальным подтянуться, подбадривает их, настраивает их на то, что на следующем занятии у них все получится. Похвала и подбадривание помогают преодолеть застенчивость.  Движения детей  становятся уверенными, ритмичными, выразительными.

     В младшей группе воспитатель проявляет больше активности на музыкальном занятии, чем в средней. Например, во время разучивания игры «Зайцы и медведь» в младшей группе воспитатель показываю детям, как зайчики легко прыгают, и сама использует ведущую роль (медведя).

    В момент обучения в младшей группе при разучивании, повторении песен поёт вместе с детьми. Это  помогает активизировать их во время пения, в то же самое время следить  за их осанкой.

    На музыкальных занятиях воспитатель постоянно отмечает для себя, кто из детей затрудняется в выполнении заданий, с тем чтобы поработать с ними индивидуально в группе.

    При разучивании хороводов вместе с детьми ходит по кругу, учит их ориентироваться в пространстве, правильно выполнять разные движения на музыкальный проигрыш («пружинку», хлопки в такт музыки, «фонарики», притопы одной ногой или двумя ногами и т. д.).  Участие воспитателя  помогает детям быстрее усвоить движения, правильно и выразительно их исполнить.

     При разучивании отдельных танцевальных элементов, чтобы не нарушать целостность восприятия детьми музыки и движения, воспитатель  показывает им движения с музыкальным сопровождением.

     Иногда музыкальное занятие и в младшей, и в средней группах проходит с использованием одной игрушки, которая объединяет все занятие единым содержанием. Так, взятая  на занятие кукла Таня вместе с детьми учится ходить  под музыку: воспитатель берет куклу в руки перед собой, а малыши идут за куклой. Кукла Таня хвалит тех, кто хорошо шел и не отставал. Вместе с детьми Таня хлопает в ладоши. И дети, глядя на куклу, с большим удивлением выполняют эти движения. Во время пения кукла прячется за ширму. Музыкальный руководитель предлагает детям позвать ее, пропеть ее имя: «Таня». Дети выполняют  задание, воспитатель за куклу отвечает: «Ау!» - показывая ее детям. Кукла выходит, хвалит детей за то, что они хорошо ее позвали.

    Музыкальный руководитель объясняет детям, что Таня устала и хочет спать. Воспитатель берет куклу на руки и укачивает ее, напевая колыбельную песню  М.Красева «Баю-бай» под музыкальное сопровождение. Дети слушают музыку, спокойную, ласковую, нежную.

    По окончании занятия уносят куклу в группу и укладывают ее в кроватку....

   В средней группе дети самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Поэтому, показывая спящую куклу, музыкальный руководитель спрашивает детей: «Что делает кукла? Какую музыку надо сыграть, чтобы куклу не разбудить? Как эта музыка называется? Как эта музыка исполняется?».

   Кукла участвует в музыкально-дидактической  игре «Музыкальные молоточки». Воспитатель или музыкальный руководитель поёт за куклу, а вызванный ребенок по очереди играет с куклой на металлофоне, отстукивая ритмический рисунок мелодии.

   Умения, знания и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, воспитатель применяет и на других занятиях, и в повседневной жизни. Стремится, чтобы и песня, и музыка звучали и утром на гимнастике, и на других занятиях, когда она дополняет их содержание, и на прогулке.

    Наблюдения в природе  часто связаны с музыкальными впечатлениями. Например, после знакомства детей с музыкальным образом в песне «Осень» И.Кишко воспитатель и дети в течение многих дней наблюдают  красоту осенней природы. Каждый раз отмечают новые оттенки в окраске листьев.

   С помощью песни обогащается образ изображаемого. Например, на занятии по рисованию в средней группе предложив детям такую тему, как осеннее дерево, воспитатель видит, что почти все дети нарисовали дерево с разноцветными листочками. Воспитатель  громко пропевает:

                                   Дует, дует ветер,

                                   Дует, задувает.

                                  Желтые листочки

                                  С дерева срывает.

                                  И летят листочки

                                  Прямо на дорожку.

                                  Падают листочки

                                  Деткам всем под ножки.

        Музыкальный образ обогатил впечатления детей, помог отразить в рисунке свой опыт.

    Исполнение песен, музыки на занятиях по родному языку, рисованию  расширяет впечатления детей, полученные на музыкальных занятиях.

    На одном из занятий по рисованию в средней группе воспитатель предложила ребятам изобразить дождик, летний дождик. В начале  занятия дети вместе с воспитателем слушают  запись инструментальной пьесы Н.Любарского «Дождик». Воспитатель напоминает им, что на музыкальном занятии они слушали эту пьесу в исполнении музыкального руководителя. Обращает  внимание на то, как музыка передает, что дождь усилился, а затем постепенно затих... По окончании занятия, оценивая работу детей, обращает внимание на то, как дети изобразили дождь. У одних одна часть листа была заполнена  голубыми частыми штрихами (сильный дождь), другая — редкими штрихами (дождь затихает), в третьей части было изображено солнце. При рассматривании с детьми этих работ отмечает, какие они интересные, непохожие на другие, как похож  дождь на рисунках на  дождь в музыке.  

     По прошествии нескольких дней музыкальный руководитель повторно включает слушание пьесы «Дождик» в занятие. Дети сразу узнают ее, называют. Их ответы о характере музыки становятся более интересными, чем раньше.

    Воспитатель должен как можно чаще включать звучание инструментальной музыки в занятия по другим видам детской деятельности,  так как художественное слово, рассматривание картин, изобразительная деятельность детей, наблюдения за природой помогает углубить эстетические  впечатления детей, полученные на музыкальных занятиях.

     Наличие у детей соответствующих устойчивых навыков, полученных на музыкальных занятиях, а также продуманная последовательная работа на занятиях по другим видам деятельности помогают создать необходимые предпосылки для начальных форм самостоятельной музыкальной деятельности детей средней группы.  Роль  воспитателя — помочь каждому ребенку раскрыть творческие начала, совершенствовать  их музыкальные способности, воздействовать на речь ребенка, на личность ребенка в целом.

    Этого помогает достичь целесообразное, педагогически оправданное оборудование группы игрушками и пособиями по музыкальному воспитанию и ненавязчивое, незаметное руководство игровой деятельностью детей.

Дети часто включают песни в сюжетно-ролевые игры. Они любят играть в «поезд». Пассажиры занимают свои места, и начинается интересное путешествие. Для разнообразия сюжета воспитатель  может предложить  детям делать остановки на таких станциях, которые носят  названия «Песенная», «Хороводная», «Загадочная». Дети выходят на остановке и исполняют знакомый репертуар.

     Такие игры воспитатель проводит и на участке в теплую погоду, и в группе. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда в игровой уголок внесены такие игрушки-самоделки, как пианино неозвученное, телевизор, набор плоскостного театра с ширмой.

     Внесение музыкально-дидактических игр помогает воспитателю в работе с детьми по закреплению тех знаний, которые они получают на музыкальном занятии.

     После того, как дети знакомятся с высокими и низкими звуками, с целью закрепления этих представлений воспитатель проводит такие игры, как «Угадай по голосу», «Два медведя».

    Воспитатель  поёт с малышами в игре «Угадай по голосу» про петушка или собачку и т. д. На столе стоит небольшая ширма и по две игрушки: одна маленькая, другая большая. С окончанием песни воспитатель  поёт за петушка тоненьким голосом, дети угадывают, что свою песенку пропел маленький петушок. Если «прокукарекает» низким голосом, то дети говорят, что пел большой петушок, и т. д.

    В средней группе для игры «Два медведя» выбирают двух ведущих, умеющих говорить низким и высоким голосом. Они надевают шапочки медведя... В гости к детям пришли Михаил Иванович, который говорит низким голосом, и Мишутка — высоким. Потом мишки уходят в лес и аукают, а дети отгадывают по высоте звука, кто из мишек кричит. Каждому из детей  хочется быть мишкой. Это дает воспитателю возможность побольше упражнять детей в умении различать звуки по высоте.

      Чтобы научить различать звучание музыкальных инструментов воспитатель проводит и такую игру, как «Угадай, на чем играю».

     За ширмой, стоящей на столе, играет на пианино, барабане, дудочке, бубне, колокольчике.

     Учит и различать динамику звуков: громко-тихо.

     Музыкально-дидактические игры входят в повседневную жизнь детей, в самостоятельную музыкальную деятельность лишь тогда, когда воспитатель в группе создал необходимые условия.

     Внесены детские музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, барабаны), игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (неозвученное пианино, балалайки), оформлена нотная тетрадь, на каждом листе которой  наклеена красочная иллюстрация, соответствующая названию песни, нарисованы ноты. Принесены погремушки, цветные платочки. Все это вызывает у детей желание проявить свои навыки, умения в самостоятельной музыкальной деятельности.

       Радует, когда дети используют песню, хоровод в быту, в своих играх, значит, ребенок подружился с музыкой, песней, у него устойчивый интерес к ним.

      Роль  воспитателя в музыкальном воспитании заключается именно в том, чтобы музыка и песня активно вошла в жизнь детей.

     Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя создает благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.

     Только комплексное воздействие на ребенка словом, музыкой, красками, богатством природы, которыми должны умело пользоваться и воспитатель, и музыкальный руководитель, поможет нам воспитать мужественных, честных и творческих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"

Консультация для воспитателей ДОУ...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"

Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей"...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей в ДОУ"

Материвл консультации поможет начинающим молодым воспитателям правильно организовать свою работу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста....