Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Осень»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Лохтюкова Лариса Ильинична

    Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы умозаключения. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osen.docx31.1 КБ

    Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №61»

    Конспект

    совместной  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему: «Осень»

    Автор:

    Лохтюкова Л.И. воспитатель МАДОУ № 61,

    первая квалификационная категория

    г. Нижнекамск

    Тема: «Осень»

    Интегрируемые образовательные области

    Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально – личностное развитие.

    Вид

    Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность.

    Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники

    подвижная игра, коммуникативная, познавательная.

    Цель

    Создание условий для интеграции видов детской деятельности для успешного познавательного развития детей.

    Задачи

    Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы умозаключения. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

    Методические приемы и формы организации деятельности

     Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности.

    Оборудование

    Стулья расставлены полукругом по количеству детей. Шкатулка, листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку)

    Демонстрационный материал                                                                                                    

    Иллюстрации картин: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Лесные животные» (лось, белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц), «Птицы», аудиозапись.

    Словарная работа

    Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая, кладовая, орешник, рыжуля, бодрствуют.

    Предварительная работа                                                                                                                                      

    Экскурсия в осенний лесопарк

    Беседа об осени, диких животных, перелётных и зимующих птицах.

    Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.

    Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

    Отгадывание загадок об осени, животных.        

    Заучивание пословиц, примет осени.

    Заучивание стихотворений, песен об осени, птицах.

    Д/упражнение «Перелетные и зимующие птицы».

    Д/упражнение «Как звери готовятся к зиме».

    Прослушивание музыкальных произведений об осени.

    Ход образовательной деятельности

    1.Организационный момент.                                                                                                                          

    Дети входят в группу.

    2.Основная часть.

    Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

    «Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

    Но не касаюсь ёлочек и сосен, скажите, кто я?»

    Дети: Осень.

    Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в осень. Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая?

    Дети: Нет, осень разная.

    Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?                                                                                        

    Дети: Ранняя, средняя - «золотая», поздняя.

    Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какой период осени изображен на каждой картине?(показывают и называют).

    Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

    Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают фрукты, овощи.

    Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

    Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

    Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

    Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

    Воспитатель: Молодцы! Вы точно рассказали об изменениях в природе осенью. Осень прекрасное время года! С давних времен люди складывали песни, восхищаясь её красотой. Давайте и мы вспомним куплет из песни об осени. (Дети стоя поют куплет из песни «Осень»)

    Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

    Дети: Мало солнца, стало холодно.

    Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

    Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Возьмите в руки осенние листья. Представьте себе, что вы листья деревьев, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

    Физкультминутка «Листопад» (под музыкальное сопровождение).

    Воспитатель: Ах, какой красивый букет из осенних листьев! Вы, наверное, обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?» (Дидактическая игра «С какого дерева лист?»)                                                                 (В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба)

    Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить стихи об этом времени года.

    (Ребёнок читает стихотворение «Осень»)

    Воспитатель: Какое замечательное стихотворение! Дети, вам нравится осень? А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень? Какая осень вам представилась?

    Дидактическое упражнение «Осенние слова»:

    Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная.

    Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных словоб осени вы смогли подобрать. Вы уже знаете, что в нашей группе есть копилка народных мудростей, дети складывают в «волшебную шкатулку» пословицы и приметы времен года. А вы хотите пополнить ее своими знаниями?

    Дети: Да.

    Воспитатель: (Открывает крышку шкатулки, а дети называют приметы и пословицы.)

    Пословицы:  

    Коли ясно, то и осень прекрасна.

    Осень идет, и дождь за собой ведет.

    Красна весна цветами, а осень пирогами.

    От осени к лету, поворота нету.

    Лето со снопами, осень с пирогами.

    Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

    Приметы:  

    Осенью паутина на ясную погоду.

    Гром в сентябре - теплая осень.

    Много желудя на дубе - к лютой зиме.

    Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

    Когда гусь улетает, снег выпадает.

    Воспитатель: Дети, вы много назвали пословиц и примет осени, наша шкатулочка пополнилась вашими знаниями. (Шкатулочка «захлопнулась»). Мне понравились ваши ответы. (Дети садятся на стульчики)

    Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

    «Наступила осень…» А.Ерикеева:

    «Наступила осень, Пожелтел наш сад.

    Листья на берёзе

    Золотом горят.

    Не слыхать весёлых

    Песен соловья,

    Улетели птицы,

    В дальние края

    Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?

    Дети: Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна. Птицам становится голодно и холодно.

    Воспитатель: А как называют этих птиц?

    Дети: Перелётными.

    Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

    Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки.

    Воспитатель: Во время перелета птицы устают и поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

    Воспитатель: Давайте и мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку.

    Физкультминутка «Птички»

    «Мы маленькие птички,

    Не устаём, летаем,                                                                                                                                              

    И ягоды лесные,                                                                                                                                                                  

    На зиму запасаем.

    Зима наступит скоро,

    Приходится трудиться,

    Чтоб в зиму быть нам с кормом»

    (Дети садятся на места).

    Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

    Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.

    Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

    Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.

    Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали. У вас отличные знания о птицах.

    Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, слушайте внимательно.

    Загадки о лесных животных:

    «Хожу в густой я шубке,                                                                                                                                                

    Живу в густом лесу.                                                                                                                                              

    В дупле на старом дубе                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    Орешки я грызу…» (белка)

    Воспитатель: Ребята, расскажите, как белка готовится к зиме?

    Дети: Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки поменяла, он стал таким же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, её даже не будет видно.

    Воспитатель: Молодцы ребята!

    «Он в берлоге спит зимой,                                                                                                            

    Под большущею сосной,                                                                                                                                                            

    А когда придёт весна,                                                                                                                          

    Просыпается от сна» (медведь)

    Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о том, как медведь готовится к зиме?

    Дети: Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце, не начнут цвести растения.

    Воспитатель: Правильно, молодцы!

    «Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко…» (лось)

    Воспитатель: А как лось готовится к зиме?

    Дети: Лоси сбрасывают рога, потому что к осени они становятся большими и тяжелыми. С такими рогами тяжело передвигаться по снегу и уходить от погони.  

    Воспитатель: Хорошо!

    «Сердитый недотрога,                                                                                                                                        

     Живёт в глуши лесной –                                                                                                                                  

     Иголок очень много,                                                                                                                                          

     А нитки ни одной…» (ёж)

    Воспитатель: Ребята, скажите, а как готовятся к зиме ежи?

    Дети: Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой. Но иногда ежи просыпаются, поэтому осенью они готовят запасы на зиму - мелких грызунов, змей.

    Воспитатель:

    «В сказках пишут не напрасно:                                                                                                          

    «Серый, страшный и зубастый».                                                                                                            

    Ищет, кем бы поживиться.        

    Прячьтесь, звери! Тише, птицы!» (волк)

    «Для рыжули  длиннохвостой                                                                                                                        

    Дел в лесу невпроворот:                                                                                                                                      

    То охотится за зайцем,                                                                                                                                                

    То мышонка стережёт.                                                                                                                                                

    Что за зверь такой лесной?» (лиса)

    Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

     Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

    Воспитатель:

    «Встал как столбик под сосной?                                                                                                                        

    И стоит среди травы –                                                                                                                                                          

    Уши больше головы?» (заяц)

    Воспитатель: А как же зайцы готовятся к зиме?

    Дети: Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме. Вы очень наблюдательны и внимательны.

    Физкультминутка «Лесные жители»:

    У нас славная осанка

    –Мы свели лопатки,

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.                                                                                                                                      

    Пойдём мягко, как лисица,                                                                                                                                      

    И как мишка косолапый,

    И как серый волк – волчище.

    И как заинька трусишка.

    Вот свернулся ёж в клубок,

    Потому что он продрог

     Лучик ёжика коснулся,                                                                                                                                        

    Ёжик сладко улыбнулся.

    Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? Детский сад № 61 «Гольбакча» детям гр. № 8Обратный адрес: Лесная поляна. (Воспитатель читает письмо)

    «Здравствуйте. На лесной поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

    Воспитатель: Нам надо постараться ответить на это письмо. Дети, зайцам повезло, ведь мы только что совершили путешествие в осень и сможем помочь зайцам принять правильное решение. Подумайте и скажите, что мы им напишем.

    Дети: Наступила поздняя осень. Небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом. Ночью морозно, лед на лужах. Уже выпадает снег. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Зимующие птицы перебрались поближе к жилищам людей. Звери завалились в спячку. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят (воспитатель записывает).

    Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства. Это письмо мы сегодня же отправим зайцам и сообщим им, что уже пора менять шубки.

    ИТОГ: Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вам больше всего понравилось? Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились? Почему? (Ответы детей). На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных.

    Воспитатель: Молодцы, вы старались, я вами довольна! Наше путешествие по осени подошло к концу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

    Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....

    Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

    Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: ”Хлеб”

    Технологии: информационно-коммуникативные, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.ПрезентацияХод занятия:Слайд 1 – Деревенский домик,Рядом огород, поле и множество золотых коло...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста , тема: прощай осень

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени Задачи: Закреплять знания одеревьях  и их особенностях осенью. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; обогощать...

    Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Досуг " Осенняя ярмарка".

           Целью данного досуга  являлось  следущее :В интересной, развлекательной форме приобщение детей к культурному наследию русского народа, пробуждение чувства л...