Адаптация детей дошкольного возраста посредством художественного слова и песенок
статья по теме

Степочкина Светлана Анатольевна

Интересная информация для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация – одно из основных понятий в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность существования живого существа в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

Психологи рассматривают адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. Она предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные и т.д.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и т.д) процессы.

Важное значение в процессе адаптации ребенка к детскому саду имеют художественное слово и песенка. Если анализировать ребенка 3 – 4 лет, то здесь можно сказать, что художественное слово и песенка, как никакое другое искусство, оказывают влияние на эмоциональную сферу ребёнка, которая в свою очередь тесно связана с вегетативной и моторной системами.

Песенка и художественное слово в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения присутствует везде: во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Стишки и песенки обладают огромной силой воздействия на человека, на организацию его воспитания и обучения, формируют полноценного человека. Несомненно, что стихотворения и песенки оказывают огромное воздействие и на процесс адаптации ребенка к детскому саду.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

 1) острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в состоянии тела и психике, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) адаптация или адекватное поведение ребенка;

3) фаза компенсации, характеризуемая убыстрением темпа развития ребенка, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойно.

В процессе адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения очень важны музыкальные и художественные занятия, в процессе проведения которых можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, это слушание песенок. Когда дети умеют выполнять определенные правила слушания (сидеть тихо, не мешать соседу) и знают, что песенка о чем-то рассказывает, интерес к ней очень велик. Здесь важно привести детей к дальнейшему этапу развития у них интереса к музыке.

Особый вид слушания представляют собой рассказы и стишки с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например, можно сказать детям: «Сейчас я вам расскажу, что случилось в лесу». В рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался, заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов, предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это его испугал?».

Слушание песенок с музыкальными иллюстрациями надо проводить в самом начале занятия, когда у детей свежо слуховое внимание и они могут соблюдать тишину. Такой рассказ требует не только выразительного исполнения музыки, но и выразительной речи и мимики, мобилизующих внимание детей.

Если слушание песенок проводится регулярно и правильно, к четырём годам большинство детей безошибочно узнают песни по фортепианному вступлению, различают музыкальные характеристики персонажей музыкально-двигательного показа и музыкальных игр, которые с ними проводились, с интересом слушают музыку и всегда сами просят сыграть им произведения, особенно понравившиеся.

Во-вторых, это музыкально-двигательные показы. Важно иллюстрировать песню музыкально-двигательным показом в тех случаях, когда действующие лица должны быть заранее представлены детям в связи с предстоящим праздничным зрелищем или игрой, в которой надо уточнить определенные оценки. Например: игрушечный дед-мороз, который подарит детям елку и будет стоять под ней во время праздничного утренника; петрушка и его комические сценки, которые войдут в праздничную игру или зрелище. Но даже и на таких показах важно не задерживаться, если они дали нужные результаты (например, дети узнали игрушечного деда-мороза или петрушку и его комические сценки вызвали у них смех). Дети очень скоро, после двух-трех занятий с показом, проявляют большой интерес к музыке и словам песни и просят педагога спеть про то, что было показано, уже не нуждаясь в зрительных иллюстрациях музыки.

Иногда показ необходим перед проведением музыкальной игры, в которой надо уточнить, почему так или иначе должны себя вести ее действующие лица. Например, можно показать, как зайка, испугавшись медведя, прячется в какое-нибудь укрытие и сидит очень тихо, пока мишка не уйдет. Показ сопровождается песенкой, которая войдет потом в игру.

Музыкально-двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребенком можно использовать также в виде вступления к общей пляске, так как дети 3–4 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому, и, кроме того, хорошо улавливают связь движения с сопровождающей его музыкой.

В-третьих, это подпевание и пение. В музыкальной работе с детьми 3–4 лет это особенно важно, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой: движение ребенка всего лишь отражает общий характер музыки (например, оживленная плясовая музыка, полет птиц, поступь медведя, прыжки зайца и т. п., а в подпевании и в пении, если даже ребенок неточно воспроизводит мелодию песни, он сам ее исполняет, вслушивается в нее особенно внимательно и, преодолевая трудности ее исполнения, испытывает особое удовлетворение. Кроме того, подпевание и пение способствуют развитию речи, поскольку в подпевании и пении особенно полно представлено подражание слышимому.

Интерес к подпеванию и пению создается еще и тем, что они всячески поощряются – во время занятий и в самостоятельной игре и деятельности детей (когда это уместно, причем принимаются во внимание индивидуальные особенности развития и характера ребенка. Например, можно включиться в пение, напоминая слова песни ребенку, забывшему их, подбадривать и хвалить застенчивого ребенка даже в тех случаях, когда он поет еще очень неуверенно, и т. п.).

Для успешной адаптации важно широко применять музыкальные игры. Основу музыкальных игр составляют игры с пением взрослого и с детскими музыкальными инструментами. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание малыша, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.

В процессе эмоционального общения малыша и взрослого игры станут обогащать музыкально-слуховой опыт ребенка. Они дадут представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, лад; помогут развитию внимания, памяти; будут стимулировать развитие движений, действий с предметами. Музыкальные игры просты, доступны и займут немного времени, но принесут малышу огромную пользу и радость.

Нет ничего более увлекательного для малыша, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень интересны для крохи. С их помощью он может воспроизводить освоенные им действия. Но не всегда ребенок, особенно маленький, самостоятельно умеет это делать. В таких случаях нужна помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, догонять мишку, знакомит ребенка с повадками животных, звуками, которые для них характерны (лай собаки, рычание медведя и т. д.). Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания маленького ребенка, развития эмоций.

Музыкальные игры с сюжетными игрушками постепенно подводят малыша к простой сюжетной игре, а позже и к сюжетно-ролевой музыкальной игре. С их помощью ребенок овладевает сюжетно-образными действиями, которые можно выполнять под музыку, под пение. Они эмоционально насыщены, создают праздничную атмосферу, стимулируют двигательную и певческую активность малыша. Заметим, что музыкальные игры, в силу своей специфики, не заменяют игр-занятий, которые отображают жизненные ситуации, развивают у ребенка представления об окружающем пространстве, формируют разные виды самостоятельной деятельности, но музыкальные игры – прекрасное дополнение к этому.

В процессе адаптации можно широко применять художественный фольклор. Художественный фольклор – универсальный и один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек, потешек , стишков закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки. Естественно, что многие из таких песен запоминаются детьми и в будущем входят в их репертуар.

Прибаутки могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Они появляются тогда, когда проходит пора созерцания, приходит время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь. Прибаутка является веселым психологическим помощником в деле подготовки детей к труду и учебе. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает сильное желание домыслить дофантазировать, т. е. побуждает мысль и воображение.

Детские песенки, художественные рассказы повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет интенсивное накопление знаний о природе, об окружающем мире, о состоянии ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....

Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством художественного слова

Презентация для педагогов в формате PowerPoint "Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством художественного слова"...