Эколого-исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Стеблянова Елена Васильевна

Эколого -исследовательская проектная деятельность для детей 1 младшей группы по теме "Волшебная луковка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_steblyanovoy_e.v.docx81.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  

детский  сад  №4  города  Славянска-на-Кубани

муниципального  образования  Славянский  район

Эколого  –  исследовательская

проектная  деятельность  

  для  детей  1  младшей  группы

 

По  теме:    «Волшебная  луковка»

Автор:  

Воспитатель  МАДОУ  д/с  №  4

Стеблянова  Елена  Васильевна

Славянск-на-Кубани

2018г.

Содержание

Информационная  карта  передового  педагогического  опыта

2

1

Состояние  изученности  вопроса

3

1.1.

История  темы  педагогического  опыта  в  педагогике

3

1.2.

История  изучения  темы  педагогического  опыта  в  образовательном  пространстве  на  уровне  образовательного  учреждения

4

1.3.

Научные  опоры  в  описании  педагогического  опыта:  понятие,  термины

5

      2.

Психолого-педагогический  портрет  группы  воспитанников,  являющихся  базой  для  формирования  представляемого  педагогического  опыта.

5

     3.

Педагогический  опыт

7

3.1.

Описание  основных  методов,  используемых  в  представляемом  педагогическом  опыте

7

3.2.

Актуальность  представленного  педагогического  опыта

7

3.3.

Результативность  педагогического  опыта

 8

3.4.

Описание  представляемого  педагогического  опыта.

 8

           

Рецензия

Библиографический  список  литературы                                                            

 14

  15

                                                                                                                                 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПЕРЕДОВОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

1.  Ф.И.О.  автора:  Стеблянова  Елена  Васильевна

2.  Город  (район):  город  Славянск-на-Кубани

3.  Образовательное  учреждение:  Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  №  4

4.  Занимаемая  должность:  воспитатель

5.  Педагогический  стаж  и  квалификация:  21год,  I  квалификационная  категория

6.  Тема  педагогического  опыта:  «Эколого  –  исследовательская  проектная  деятельность  для  детей  1  младшей  группы  «Волшебная  луковка».

7.  Уровень  опыта  по  степени  новизны:      комплексное  использование  ранее  известных  и  современных  методов  и  технологий  для  развития  у  детей  младшего  дошкольного  возраста    познавательных  интересов,  структуризация  практического  и  диагностического  материала  для  дошкольников  как  в  ДОУ,  так  и  в  семье.

8.  Цель  педагогического  опыта:  создание  методических  условий  для  развития  у  детей  младшего  дошкольного  возраста    интеллектуальных  способностей,    экологического  воспитания  и  формирования  навыков  самостоятельной    проектной  деятельности.  

1.  Состояние  изученности  вопроса.

1.1.  История  темы  педагогического  опыта  в  педагогике.

В  настоящее  время  в  деятельность  образовательных  учреждений  активно  вводят  новые  педагогические  технологии,  используют  активные  методы  обучения,  в  том  числе  и  метод  проектов.  

Б.  Валясэк  отмечает,  что  проектный  метод  имеет  давнюю  историю.  Ещё  в  Римской  академии  искусств  создавались  работы,  которые  назывались  progetti,  то  есть  проекты.  Их  фундаментальными  признаками  были:  

  • ориентация  на  учащихся  (так  как  их  работа  была  самостоятельной);
  • ориентация  на  действительность  (предметом  работы  служили  практические  проблемы);  
  • ориентация  на  конечный  продукт  (разрабатывались  план,  эскиз,  модель)

Ряд  исследователей  —  В.  А.  Кальней,  Т.  М.  Матвеева,  Е.  А.  Мищенко,  С.  Е.  Шишов  отмечают,  что  впервые  термин  «проект»  употребил  в  1908  году  Д.  Снедзен  —  заведующий  отделом  воспитания  сельхозшкол  в  США.  В  начале  20  века  образ  жизни  фермеров  не  позволял  их  детям  регулярно  посещать  школу,  так  как  они  привлекались  к  сельскохозяйственным  работам  весной  и  осенью.  Учащиеся  получали  в  школе  ряд  заданий  для  выполнения  на  дому,  носивших  обобщённое  название  «домашний  проект».

  В  1911  году  Бюро  воспитания  США  узаконило  термин  «проект».  И.  Трухин  утверждает,  что  автором  метода  проектов  является  американский  педагог  Е.Паркхаст.  Метод  проектов  начал  разрабатываться  с  1919  года  в  городе  Дальтон,  он  известен  также  под  названием  «Дальтон  —  план».

    И.  Ф.  Колесникова  и  М.  П.  Гончарова-Сибирская  говорят,  что  идеи  проектного  обучения  возникли  в  России  практически  параллельно  с  разработками  американских  педагогов.

  Под  руководством  С.  Т.  Шацкого  в  1905  году  организована  небольшая  группа  сотрудников,  пытавшихся  активно  использовать  различные  виды  проектирования  в  практике  работы  с  детьми.

  Метод  проектов  и  его  вариант  «дальтон  —  план»  активно  использовал  А.  С.  Макаренко.  М.  В.  Крупенина,  В.  Н.  Шульгин,  П.  Ф.  Каптерев,  В.  В.  Игнатьев,  считали,  что  нельзя  создать  рациональную  организацию  школьной  жизни  ученика  без  проектной  деятельности.  

Проектным  методом  в  России  занимался  и  П.  П.  Блонский.  Учёный  придавал  социальный  смысл  обучению  с  реализацией  данного  метода.  По  его  мнению,  в  проектном  обучении  учитель  становится  не  главным  источником  знаний,  а  помощником  учащихся  в  их  творческой  деятельности.

  После  революции  метод  проектов  в  России  применялся  по  личному  распоряжению  Н.  К.  Крупской.  В  1930  году  Наркомпрос  утвердил  программы  для  начальной  школы,  в  которых  рекомендовалось  применять  метод  проектов.  Данный  метод  тогда  называли  ещё  и  методом  проблем.  Однако  в  1931  году  в  постановлении  ЦП  ВКП  (б)  от  5  сентября  «О  начальной  школе»  данный  метод  был  раскритикован  и  осужден,  так  как  не  давал,  по  мнению  авторов  документа,  возможности  ученика  овладеть  системой  знаний  в  области  конкретных  учебных  курсов.    

    В  педагогическую  практику  нашей  страны  метод  проектов  пришел  вновь  из-за  рубежа  только  в  80-е  годы,  вместе  с  технологией  компьютерной  телекоммуникации.      В  основе  современного  понимания  проектной  методики,  как  отмечает  Е.  С.  Полат,  лежит  «использование  широкого  спектра  проблемных,  исследовательских,  поисковых  методов,  ориентированных  четко  на  реальный  практический  результат,  значимый  для  ребёнка».  «Чтобы  добиться  такого,  результата»,  —  продолжает  Е.  С.Полат,  «необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить,  находить  и  решать  проблемы,  привлекая  для  этой  цели  знания  из  разных  областей».  

В  настоящее  время  проектный  метод  в  нашей  стране  используется  на  всех  ступенях  образования.  Особенно  активно  внедрение  технологии  проектирования  наблюдается  в  системе  дошкольного  образования.  В  работе  с  дошкольниками  метод  проектов  рассматривается  как  средство  приобщения  детей  к  миру  информационных  технологий  (Т.К  Смыковская),  как  технология  формирования  информационной  компетентности  (А.Л.  Ховякова),  как  мотивация  к  познанию  (Е.  Евдокимова),  как  важная  сфера  познавательной  деятельности  (Е.  Н.  Веракса,  Л.Д.  Морозова).

  1.2.  История  изучения  темы  педагогического  опыта  в  образовательном  пространстве  на  уровне  образовательного  учреждения.

Проект  возник  по  инициативе  самих  детей  группы.  В  ходе  беседы  с  детьми  выяснилось,  что  не  все  дети  знали,  что    лук  полезен,  его  надо  есть,  чтобы  не  болеть.    Лук  входит  в  рецептуру  многих  блюд,  его  добавляют  и  в  салаты,  и  в  первые  блюда,  и  во  вторые.  В  ход  идут  и  зеленые  «пѐрышки»,  и  сами  луковицы.    

  Кстати,  биологи  утверждают,  что  лук  является  творением  человеческих  рук,  так  как  дикие  его  формы  до  сих  пор  не  найдены  в  природе.      А  то,  что  зеленый  лук  можно  вырастить  на  подоконнике  при  соблюдении  условий  роста  растений  практически  никто  не  знал.  

В  Федеральных  государственных  требованиях  к  содержанию  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования  определено,  что  совместная  деятельность  воспитателя  и  ребенка  является  одним  из  основных  способов  реализации  образовательного  содержания.  В  совместной  деятельности  со  взрослым  ребенок  способен  к  выполнению  тех  действий,  которые  самостоятельно  он  выполнить  еще  не  может.  

  Исходя  из  этого,      решили  провести  исследование  по  выращиванию  лука  на  подоконнике    и    разработали  данный  проект.

1.3.  Научные  опоры  в  описании  педагогического  опыта:  понятие,  термины. 

Проект  –  слово  «»  заимствовано  из  латыни:  «выброшенный  вперед»,  «выступающий»,  «бросающийся  в  глаза».  А  в  переводе  с  греческого  –  это  путь  исследования. 

Проектная  деятельность  –  это  самостоятельная  и  совместная  деятельность  взрослых  и  детей  по  планированию  и  организации  педагогического  процесса  в  рамках  определенной  темы,  имеющая  социально  значимый  результат.  

Метод  проектов  как  педагогическая  технология  –  это  совокупность  исследовательских,  поисковых,  проблемных  методов,  приемов  и  действий  педагога  в  определенной  последовательности  для  достижения  поставленной  задачи  –  решения  проблемы,  лично  значимой  для  педагога,  оформленной  в  виде  некоего  конечного  продукта.  Другими  словами,  проектный  метод  –  это  осуществление  замысла  от  момента  его  возникновения  до  его  завершения  с  прохождением  определенных  этапов  деятельности.

Педагогическое  проектирование  –  это  процесс  создания  проекта,  который  отражает  решение  той  или  иной  проблемы.  Представляет  собой  деятельность,  осуществляемую  в  условиях  образовательного  процесса  и  направленную  на  обеспечение  его  эффективного  функционирования  и  развития.

  Краткосрочные  проекты  -  направлены  на  решение  небольшой  проблемы  или  части  более  крупной.  Они  могут  быть  реализованы  на  одном  или  нескольких  специально  организованных  занятиях,  в  рамках  совместной  со  взрослыми  или  самостоятельной  детской  деятельности  (исследование  свойств  льда;  изучение  деятельности  художника  в  мастерской).

Исследовательско–познавательный  проекты  -  полностью  подчинены  логике  исследования  и  имеют  структуру,  приближенную  или  полностью  совпадающую  с  подлинным  научным  исследованием;  дети  совместно  с  взрослыми  формулируют  проблему  исследования,  обозначают  задачи,  определяют  методы,  источники  информации,  изучают,  обсуждают  полученные  результаты,  выводы,  оформляют  результаты  исследования.

2.  Психолого-педагогический  портрет  группы  воспитанников,  являющихся  базой  для  формирования  представляемого  педагогического  опыта.

Социально-личностное  развитие

У  2-х  летних  детей  наблюдается  устойчивое  эмоциональное  состояние.    Все  дети  называют  себя  по  имени,  употребляют  местоимение  «я»  и  дают  себе  первичную  самооценку  –  «я  хороший»,  «я  сам».      

Игра  носит  процессуальный  характер,  главное  в  ней  -  действия.  Дети  уже  спокойно  играют  рядом  с  другими  детьми,  но  моменты  общей  игры  кратковременны.    В  игре  дети  выполняют  отдельные  игровые  действия,  носящие  условный  характер.      Сюжет  игры  -  цепочка  из  2х  действий;  воображаемую  ситуацию  удерживает  взрослый.  

Физическое  развитие  

Дети  группы  владеют  основными  жизненно  важными  движениями  (ходьба,  бег,  лазание,  действия  с  предметами),  сидят  на  корточках,  спрыгивают  с  нижней  ступеньки.

Познавательно-речевое  развитие

В  ходе  совместной  со  взрослыми  предметной  деятельности  продолжает  развиваться  понимание  речи.  Слово  отделяется  от  ситуации  и  приобретает  самостоятельное  значение.  Возрастает  количество  понимаемых  слов.  Интенсивно  развивается  активная  речь  детей.  К  3-м  годам  они  осваивают  основные  грамматические  структуры,  пытаются  строить  простые  предложения,  в  разговоре  со  взрослым  используют  практически  все  части  речи.  Активный  словарь  достигает  1000-1500  слов  

В  сфере  познавательного  развития  восприятия  окружающего  мира  -  чувственное  -  имеет  для  детей  решающее  значение.  Они  воспринимают  мир  всеми  органами  чувств,  но  воспринимают  целостные  вещи,  а  не  отдельные  сенсорные  свойства.  Возникает  взаимодействие  в  работе  разных  органов  чувств.  Зрение  и  осязание  начинают  взаимодействовать  при  восприятии  формы,  величины  и  пространственных  отношений.  Слух  и  речедвигательные  системы  начинают  взаимодействовать  при  восприятии  и  различении  речи.  Постепенно  учитывается  острота  зрения  и  возрастает  способность  к  различению  цветов.  Внимание  детей  непроизвольно.  Устойчивость  внимания  ребенка  зависит  от  его  интереса  к  объекту.    Память  проявляется  главным  образом  в  узнавании  воспринимающихся  ранее  вещей  и  событий.  Преднамеренного  запоминания  нет,  но  при  этом  запоминаю  то,  что  им  понравилось,  что  они  с  интересом  слушали  или  что  наблюдали.  Ребенок  запоминает  то,  что  запомнилось  само.  Основной  формой  мышления  становится  наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое  развитие

В  этом  возрасте  наиболее  доступными  видами  изобразительной  деятельности  является  рисование  и  лепка.  Ребенок  уже  способен  сформулировать  намерение  изобразить  какой-либо  предмет.  Но,  естественно,  сначала  у  него  ничего  не  получается:  рука  не  слушается.  Основные  изображения:  линии,  штрихи,  округлые  предметы.    

В  музыкальной  деятельности  слушают    музыку,  выполняют    простейшие  музыкально-ритмические  и  танцевальные  движения,  подпевают  музыкальные  фразы.

Оборудование  группы:  общий  вид  группы  яркий,  игровой,  предметный.  Игрушки  все  разных  размеров,  различных  материалов,  имеют  разнообразные  признаки  и  свойства.

В  группе    имеются  уголки  различной  тематики  с  соответствующим  содержанием:  театральный,  физкультурный,  изобразительной  деятельности,    центр  сенсорного  развития  и    сюжетно-ролевых  игр.  Одним  из  любимых  уголков  в  группе  является  уголок  природы  и  экспериментирования,  в  котором  находятся  необходимые  материалы  для  экспериментирования.  

Взаимодействие    с    родителями:  проводились      консультации  для  родителей  о  луке  «Лук  -    лекарственное  растение»  «Лук  от  семи  недуг:  полезные  советы»,  анкета  «Что  вы  знаете  о  луке»,  папка  –  передвижка  «Азбука  витаминов».    Впоследствии  родители  помогали  в    изготовлении  поделок  из  лука,  создании  и  выпуске  книги  по  проектной  деятельности,  рецептами  салатов  из  лука.

3.  Педагогический  опыт.  

3.1.  Описание  основных  методов,  используемых  в  представляемом  педагогическом  опыте.

В  проектной  деятельности  применялись  различные  методы  и  приемы:  

  • игровые:  дидактические  игры,  подвижные  игры,    
  • словесные:  чтение  и  рассказывание  стихов,  чистоговорок,  сказок;  разговор,  беседа,  рассматривание  картинки,  
  • практические:  наблюдение,  уход  за  растениями,  совместные  действия  воспитателя  и  ребенка,  выполнение  трудовых  поручений;
  • наглядные:  наблюдение,  труд    взрослых,  рассматривание  объекта  для  наблюдения,  использование  иллюстраций,    картин,  фотографий,  презентация.

3.2.  Актуальность  педагогического  опыта:

Маленькие  дети  любят  действовать.  Мир  вокруг  себя  они  познают  практически,  а  свои  действия  с  наблюдениями  за  результатами. 

Многие  родители,    не  подозревают,  что  зеленое  царство  начнет  вызывать  огромный  интерес  ребенка,  если  взрослые  научат  наблюдать  за  растением,  видеть  в  зеленом  ростке  особое  живое  существо,  жизнь  которого  целиком  зависит  от  того,  получает  он  уход  или  нет.  Только  с  помощью  взрослых  дошкольник  может  понять,  что  жизнь  растения  зависит  от  наличия  тепла,  света  и  хорошей  почвы,  научится  отличать  здоровое  и  сильное  растение  от  слабого,  хилого,  требующего  «лечения».  Научившись  понимать  состояние  растений,  ребенок  будет  сочувствовать  и  ухаживать.  

Практической  деятельностью  является  непосредственное  участие  детей  в  ходе  за  растениями.  Приобщение  к  посильному  труду  по  уходу  за  растениями  –  это,  прежде  всего  развитие  таких  качеств,  как  ответственность  за  выполнение  поручения,  за  полученный  результат,  обязательность,  целеустремленность.

Таким  образом,  решаются  задачи  познавательно-исследовательского,  социально-личностного,  эстетического  развития  ребенка.

3.3.  Результативность  педагогического    опыта  (ожидаемые  результаты  по  проекту):

  • дети  узнают,  что  лук  помогает  оставаться  здоровыми;
  • у  детей  сформируются  первичные  представления,  что  для  роста  растения  необходимы  земля,  влага,  тепло  и  свет;
  • у  детей  появятся  элементарные  навыки  исследовательской  деятельности.   

3.4.  Описание  представляемого  педагогического  опыта.

Участники    проекта:

Дети  1  младшей  группы,  воспитатель,  родители  группы

Срок    реализации:

  4  недели    (с  01  февраля  по  28  февраля  2017  г)

Интеграция    областей:

«Познавательное  развитие»,  «Речевое  развитие»,  «Физическое  развитие»,  «Художественно-эстетическое  развитие»,  «Социально-коммуникативное  развитие»

Тип    проекта:

Краткосрочный

Актуальность  проекта

Огромную  роль  в  экологическом  воспитании  детей  играет  практическая,  исследовательская  деятельность.  Городские  дети  не  очень  тесно  общаются  с  природой.  Они,  конечно  же,  знают  растения  и  животные,  обитающие  рядом  с  ними.  Не  все  дети  видят,  как  родители  сажают  лук,  осенью  убирают,  используют  в  различных  видах  и  с  различной  целью.  

Проект  даст  возможность  детям  задуматься:  как  растет  лук,  какие  условия  необходимы  для  его  роста  и  чем  же  он  полезен.  Умение  самим  посадить  репчатый  лук,  ухаживать  за  ним,  вырастить  лук  зеленый,  пронаблюдать,  как  и  насколько  быстро  вырастет  он  в  перо,  при  этом  учесть,  что  посадка  лука  на  перо  может  быть  выполнена  в  самом  различном  виде,  вселяет  в  них  чувство  гордости  и  победы.  А  самое  важное  –  это  хороший  способ  употреблять  в  пищу  собственные  экологически  чистые  продукты.

 

Проблема  проекта:

  • как  можно  вырастить  зелёный  лук  на  подоконнике?
  • чем  может  быть  полезен  лук?
  • что  можно  делать  с  луком?  
  • исследование  полезных  свойств  лука

Объект  исследования:

  репчатый  лук

Продукт  объекта: 

создание  огорода  на  подоконнике;  создание  книги  и  презентации    про  лук  «Волшебная  луковка».

Цель  проекта:  

вызвать  у  детей  познавательный  интерес  к  выращиванию    репчатого  лука  на  перо  в  комнатных  условиях

Задачи  проекта:

Образовательные  :

  • Формировать  представления  о  полезных  свойствах  овощей  для  сохранения  здоровья
  • Научить  детей  видеть  результат  своего  труда.  Вызвать  у  детей  интерес  к  конкретному  объекту    -  луку,  через  стихи,  загадки.
  • Формировать  умение  у    детей  ежедневно  ухаживать  за  луковицами  в  комнатных  условиях

Развивающие:

  • развивать  основы  исследовательской  деятельности;  
  • В  процессе  опытнической  деятельности  расширять  представления  детей  о  луке  как  об  овоще,  его  значении  и  использовании  человеком.
  • Развивать  речь  детей,  актуализировать  словарь:  корень,  луковица,  посадить,  углубление,  стрелка,  донце.  
  • расширять  представления  у  детей  об  условиях,    необходимых  для  роста  и  развития  растения  (земля,  влага,  тепло,  свет);
  • учить  детей  наблюдать  за  изменениями  роста  луковиц  в  стакане  с  водой  и  в  контейнере  с  землей
  • развивать  любознательность,  познавательный  интерес

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес  к  уходу  за  растениями,  любовь  к  ним.
  • Воспитывать  чувство  ответственности  при  уходе  за  луком  (  вовремя  полить,  землю  взрыхлить)
  • Воспитывать  потребность  у  детей  в  употреблении  в  пищу  полезных  овощей

  Форма  проведения  итогового  мероприятия:  

использовать  выращенный  лук  в  еде.  

    Ожидаемые  результаты  по  проекту:

  • дети  узнают,  что  лук  помогает  оставаться  здоровыми;
  • у  детей  сформируются  первичные  представления,  что  для  роста  растения  необходимы  земля,  влага,  тепло  и  свет;
  • у  детей  появятся  элементарные  навыки  исследовательской  деятельности.  

Обеспечение  проекта:  

  • Наборы  по  теме  (открытки,  альбомы,  иллюстрации);
  • Аудиоаппаратура,  ноутбук;
  • Атрибуты  к  творческой  игре  
  • «Чудесный  мешочек»
  • Картотека  игр;
  • Ящики  и  материал    для  посадки  ;
  • Материалы    для  изобразительного  творчества:  пластилин,  доска  для  лепки,  цветные  восковые  мелки,  готовые  картинки  лука  для  раскрашивания;

План  реализации  проекта

№  п/п

Содержание  мероприятий

Срок  исполнения

Учебно-методическое  обеспечение

1.

  • Пополнение  уголка  иллюстративным    материалом  и  фотографиями  по  теме  «Лук»,  альбомами,  карточками;  сбор  и  анализ  литературы  по  данной  теме;    подбор  материала  к    консультациям    для  воспитателей  и  родителей;   

1-я  неделя  месяца

Формы  работы  с  детьми

2.

Беседы

Настольно-печатные  игры

Чтение  художественной  литературы

Пальчиковые  игры

Рассматривание  альбомов

Дидактические  игры

Презентация

Подвижные  игры

Наблюдение  за  ростом  лука

Сюжетно-ролевая  игра  

Творческая  мастерская

В  течении  всего  проекта

3.

Проведение  совместной    деятельности  воспитателя  и  детей  по  познавательному  развитию  «Посадка  лука»

2-я  неделя

4.

Проведение  образовательной  деятельности  по  познавательному  развитию  по  художественно-эстетическому  развитию.  Лепка  «Лук  –  зеленый  друг»

3-я  неделя

Формы  работы  с  родителями

5.

Проведение  консультаций

Оформление  папки-передвижки

Оформление  газеты  для  родителей  и  воспитателей

Выставка  работ  родителей  и  детей  

Анкета    

Роль  родителей  в  реализации  проекта

6.

Сбор  материала  по  тематике

Изготовление  атрибутов  для  сюжетно-ролевой  игры

Создание  книги  «Волшебная  луковка»

Рецепты  от  родителей  «Салаты  из  лука»

Оформление  выставки  совместной  деятельности  детей  и  родителей  по  теме  «Лучок  –  золотой  бочок»

Формы  работы  с  воспитателями

7.

Консультация

8.

Оформление  газеты  для  родителей  и  воспитателей

Этапы  работы  над  проектом:  

Подготовительный

Основной

Заключительный

Этапы  реализации  проекта:

1этап    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Постановка  цели  и  задач.
  • Определение  методов  исследования.
  • Подбор  материала  по  проекту.
  • Подбор  художественной  литературы  по  теме.
  • Изготовление  атрибутов  для  сюжетно-ролевой  игры.
  • Подбор  методической  литературы,  интернет-ресурсов.
  • Разработка  перспективного  плана  работы  с  детьми  и  родителями  и  воспитателями.
  • Разработка  конспекта  занятия  с  детьми  по  лепке  и  совместной  деятельности  воспитателя  с  детьми  «Посадка  лука»
  • Создание  картотеки  стихов,  загадок  ,  пословиц,  поговорок  о  луке.
  • Оформление  стенда,  газеты  и  консультативного  материала  для  родителей    и  воспитателей:  «Огород  на  подоконнике»,  «Лук  –  лекарственное  растение»,  «Лук  от  семи  недуг»,  «Полезные  свойства  репчатого  лука».

2  этап  ОСНОВНОЙ:

1.Беседы:  

«Витамины  для  детей»

«Лук  –  всем  полезный  друг»

2.Художественное  творчество:

Лепка  «Лук  –  зеленый  друг»

Рисование.  «Вырос  красавец  лучок»  

3.Чтение  художественной  литературы:

Чтение  А.Барто  и  И.Знаменской  «Огород»

Чтение  С.Маршака  «Купите  лук»

Чтение  сказки  «Репка»

Чтение  Н.  Никитина  «Что  растет  в  огороде»;

Проговаривание  чистоговорки:    «Ук-ук-ук  посадили  лук»

4.  Настольные  игры:

Лото  «Овощи  и  фрукты»

Настольные  кубики  «Овощи»

Парные  картинки»

«Составь  лучок»  (разрезные  картинки»)

«От  какого  овоща  эта  часть»

5.Пальчиковые  игры:

«Лук»

«  Овощи»

6.Рассматривание  альбомов,  иллюстраций

«Лук  –  какой  он?»

«Овощи»

7.Презентация

«Лучок  –  золотой    бочок»

8.  Речевая  игра  

«Расти,  расти  лук»  

9.Организация  сюжетно-ролевой  игры

«Овощной  магазин»

10.Дидактические  игры:

«Узнай  на  вкус»

«Узнай  на  ощупь»

«Овощехранилище»

«Чудесный  мешочек»  

«От  какого  овоща  эта  часть»

11.  Подвижные  игры:

Упражнение  «Собери  лук  в  корзинку»

«Лучок  -здоровячок»

«Овощи  в  корзину»

«Кто  быстрей  посадит  лук»

«Собираем  урожай»

«Кто  больше  соберёт  овощей»

  1. Этап  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.Анализ  полученных  результатов  и  обобщение  опыта

2.Презентация  «Волшебная  луковка»

3.  Оформление  выставки  совместной  деятельности  детей  и  родителей  по  теме  «Лучок  –  золотой  бочок»

4.  Создание  книги  «Волшебная  луковка»

Заключение:

Дети  испытали  огромный  интерес  к  наблюдению  за  ростом  лука.    Главным  результатом  работы  над  проектом  считаю  то,  что    в  данный  проект  были  вовлечены  все  дети  и  каждый  старался  внести  свой  посильный  вклад  в  работу.  Дети  получили  знания  о  том,    растение  живое,  его  поливают,  сажают,  выращивают  из  луковицы.  Сформировали  навыки  посадки  лука  в  горшок  с  землей  и  банку  с  водой.  В  процессе  исследования  дети  познакомились  с  художественной  литературой  о  луке  и  об  овощах:  поговорки,  стихи,  загадки.  Рассматривали  иллюстрации,  картинки  на  овощную  тематику.  Все  эти  проводимые  НОД,  дидактические  игры,  беседы,  презентации  имели  одну  цель  –  совершенствование  практических  умений  и  навыков  детей,  их  свободное  применение  в  играх  и  творческой  деятельности.  Проводимая  работа  позволила  воспитать  у  детей  трудолюбие,  бережное  отношение  к  растению.

Работа  по  проекту  доставила    удовольствие  не  только  детям,  но  и  родителям,  что  позволило  еще  больше  привлечь  родителей  к  принятию  участия  в  жизнедеятельности  группы.    Родители  проявили  творчество:

  • совместно  с  детьми  изготовили    поделки  из    репчатого  лука;
  • поделились  своими  рецептами  блюд  из  лука;
  • принесли  советы  народной  медицины.

По  итогам  проделанной  работы,  считаю,  что  все  поставленные  задачи  выполненными.    Нами  принято  решение  продолжать  исследовательские  действия  с  объектом  –  лук  в  каждой  возрастной  группе.

 

4. Рецензия.

Для рассмотрения составом комиссии был представлен педагогический опыт работы воспитателя МАДОУ д/с №4 Стебляновой Елены Васильевны по теме «Эколого  –  исследовательская проектная  деятельность    для  детей  1  младшей  группы       «Волшебная  луковка».

Данная методическая разработка является обобщением опыта по развитию исследовательской деятельности  у детей  1 младшей группы  и   предназначена для  воспитателей, осваивающих метод проектов в работе с младшими дошкольниками.  

Елена Васильевна  показала, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста не только возможна, но и должна активно использоваться  с учетом возрастных особенностей.

В своей разработке  автор подробно описывает этапы предстоящей работы и шаг за шагом показывает решение поставленных задач, используя различные педагогические методы и приемы: игровые (дидактические игры, подвижные игры); словесные (чтение и рассказывание стихотворений и сказок, разучивание чистоговорок, отгадывание загадок, проведение бесед); практические (наблюдение и уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка при посадке лука, выполнение трудовых поручений); наглядные (наблюдение за трудом  взрослых, рассматривание иллюстраций,  картин, фотографий, презентации).

Материал в работе изложен последовательно и четко. Имеются приложения, в которые включены: план реализации проекта, консультации и анкеты для родителей, консультация для воспитателей, конспект занятия, картотеки,    фотографии поделок из лука, презентация по теме, а также автор дает список использованной литературы.

Обобщив и систематизировав  опыт по развитию исследовательской деятельности  у детей  1 младшей группы, Стеблянова Е.В.  доказала эффективность  использования проекта, в ходе  которого у воспитанников группы активизировался познавательный интерес,  сформировались предпосылки  коммуникативного характера, что способствовало развитию  творческой активности детей.

Автор в своей работе продемонстрировал научный подход к обозначенной проблеме, знание методики проектной  деятельности  дошкольников, умение работать с научной литературой, проводить экспериментальное исследование, обрабатывать полученные результаты и делать выводы.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми, а так же можно использовать, как пример для аналогичных экологических проектов.

Предлагаем  внести данный опыт в районный банк данных.

Библиографический  список  литературы:

  1. Корнилова  В.М.  «Экологическое  окно»  в  детском  саду.-  М.:  ТЦ  Сфера,  2008.-  123с.
  2. Деркунская    В.А.Проектная  деятельность  дошколников.Учебно-методическое  пособие.-  М.:Центр  педагогического  образования,  2012.-144с
  3. Коробова  М.В.,  Белоусова  Р.Ю.  Малыш  в  мире  природы:  Методическое  пособие  для  воспитателей  и  родителей.  –  М.:  Просвещение,  2006.-  93с.
  4. Литвинова  О.Э.  Познавательное  развитие  ребенка  раннего  дошкольного  возраста.  Планирование  образовательной  деятельности.-  СПб.:  ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО  –  ПРЕСС»,  2016.-  256с.
  5. Николаева  С.Н.  Экологическое  воспитание  младших  дошкольников.  Книга  для  воспитателя  детского  сада.-  М.:  Мозаика  –  Синтез,  2004,  -  91с.
  6. Рыжова  Л.В.  Методика  детского  экспериментирования.-  СПб.:  ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2015.-  208с
  7. Соломенникова  О.А.  Экологическое  воспитание  в  детском  саду.  Программа  и    методические  рекомендации.-  2-е  изд.-  М.:Мозаика  –  Синтез,  2006.-  104с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности для детей младшей группы.Аппликация "Куличик-золотая корка"

Цель.Закрепление навыков работы с бумагой и клеем,учить разрезать бумагу по нарисованным прямым линиям,рапологать детали на основе,знакомить с православными традициями.Материалы.Нарисованные на картон...

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группы «Кто вас детки крепко любит».

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группы. НОД   учит  детей называть членов своей семьи. ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»

Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» подготовлен для детей второй младшей группы (3-4 года).Конспект предлагается использовать при изучении следующей лексической темы недели «Домашние птицы».К...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность) на тему: « МНОГО СНЕГА НАМЕЛО»

Конспект НОД на тему:  "Много снега намело". Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) для детей 3-4 лет. Материал будет полезен и интересен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы "Дети знакомят зайчика с ПДД"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы "Дети знакомят зайчика с ПДД"...