Как развивать познавательную деятельность ребенка 1-2 лет
консультация (младшая группа) на тему

Дуденкова Елена Александровна

Практические рекомендации по развитию познавательной деятельности в виде игр и упажнений для детей второго года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_1_2_goda.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей второго года жизни.

Как развивать познавательную деятельность ребенка.

В поисках нового и новых ощущений ребенка  второго года жизни интересуют разнообразные предметы - это хорошо знакомые личные вещи, предметы быта и другие объекты ближайшего окружения. Особое значение для стимуляции познавательной активности имеют специальные предметы - дидактические игрушки.

  Дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений, т.к. они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины и формы предметов и т.п., но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающим. Кроме того, дидактические игрушки имеют замечательную особенность поддерживать устойчивый ориентировочный интерес ребенка и дают полную возможность самостоятельных действий с ними, что в результате позволяет ребенку делать для себя маленькие открытия.

Для занятий с детьми 2 года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек.

1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие сквозные отверстия.

Упражнения с данным видом игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координацию рук, особенно при осуществлении противоположных действий - нанизывание и снятие предметов. Выполнение заданий осуществляется в 2-х плоскостях: горизонтальной (нанизывание и снятие с мягкого шнура) и вертикальные (нанизывание и снятие со стержня),  

2. Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.

Данные предметы предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине или форме. Выполнение заданий - вкладывание и выкладывание предметов предполагает разные варианты. Так, например, вкладывание и выкладывание предметов в коробки разной формы и величины, проталкивание в отверстия определенной формы и размера, соединение и разъединение, накладывание и прикладывание, вкатывание и т.п.  

3. Геометрические игрушки-вкладыши, (вкладываются меньшие в большие разноцветные кубы, вкладыши, конусы, полусферы)  

Действия с этим видом игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. В ходе действий с полыми игрушками дети также тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного и среднего пальцев.

4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, пирамидки.). Все игрушки для детей второго года жизни – одноцветные, нерасписные.

Выполнение действий с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из 2-х одинаковых или однотипных частей.  

Общим правилом предъявления ребенку задач такого типа является следующее: детям до 1 года 8 мес. даются одноместные игрушки, а старше 1 года 8 мес. - двуместные. Однако при легком выполнении заданий детьми предполагается последовательное усложнение.

5. Небольшие сюжетные игрушки – куколки, машинки, елочки,  грибочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробки, катушки, шишки, желуди и т.п.

Указав перечень рекомендуемых игрушек, перейдем непосредственно к игровым действиям с ними и рассмотрим некоторые из них.

1 год - 1 год 3 мес.

В данный период детей необходимо  учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами:

раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку;

раскладывать и собирать цветные колпачки;

нанизывать на стержень до 5 одинаковых колец;

вкладывать полые предметы друг в друга;

собирать игрушки из 2-х частей.

Необходимо привлекать внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, металл, бумага, ткань), издающим различное звучание: тихое и громкое (сопровождать звуки речевыми звукоподражаниями: бам-бам, тук-тук, дзинь-дзинь).

Научите вынимать из коробки предметы по одному.

Держите коробку так, чтобы ребенок доставал предметы по одному, а не вытряхнул их все сразу.

Возьмите большую чашку, наполненную разноцветными кубиками. Покажите ребенку, как вынимать кубики. Отдайте ему чашку и скажите «Дай мне кубики». Если это необходимо, помогите ребенку, направляя его руку. В дальнейшем руководите действиями только словесно. Хвалите ребенка за его попытки и успехи,

Положите на дно чашки (коробки) какое-нибудь лакомство. Когда ребенок вынет предметы, он сможет достать угощение.

Пусть ребенок помогает вам доставать из сумки белье, ложки из ящика, стола, принесенные продукты. Положите на дно сумки какое-нибудь угощение для ребенка.

Научите ребенка «строить башню» из кубиков. Начинайте с более крупных кубиков (5-8 кв.см.). Медленно покажите ребенку как поставить кубик один на другой. При этом говорите: «Сначала этот, потом – этот, потом – этот». Затем дайте кубики ребенку и попросите его «построить башню, похожую на вашу». Хвалите ребенка за успехи. Если требуется ваша помощь, направляйте руку ребенка и постепенно уменьшайте свою помощь по мере приобретения навыка.

Научите нанизывать колечки на стержень.

Одной рукой держите пустой стержень и опустите на него кольцо. Удерживая рукой стержень, предложите ребенку колечко, скажите «Соберем пирамидку из колечек». При необходимости помогите ребенку правильно взять кольцо и опустить его на стержень. Нанизывание колечек можно производить поочередно, постепенно стремясь предоставлять ребенку самостоятельность. Хвалите его за удачные действия. Собрав пирамидку, дайте ребенку разобрать ее.

Научите накрывать меньший предмет большим и наоборот.

Предложите ребенку набор кубов-вкладышей полой стороной вниз. Снимайте верхний куб и, удивляясь, обнаруживайте нижний меньший. Помогите ребенку снимать кубы, выполняя широкий захват. Предложите ребенку только 2 куба (большего и меньшего размера). Покажите ему, как накрывать меньший куб, скажите «Давай спрячем куб». Обязательно хвалите ребенка за успех и попытки.

1 г. З мес. - 1 г. 6 мес.

Необходимо продолжать учить ребенка  действовать с одноименными дидактическими игрушками (матрешками, бочатами и пр.), выполнять прямые и обратные действия. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разного размера, затем собирать пирамидку на прямой основе из 2 колец, резко различных по размеру.

Научите ребенка нанизывать плоские предметы круглой формы.

Используйте кольца и круги, берите фигуры и обследуйте их вместе с ребенком: их можно покатать, находите отверстие у кольца и проводите по гладкой и ровной поверхности круга рукой.

Научите отделять шары от кубиков.

Используйте коробку, в которой смешаны одноцветные шары и кубики. Берите поочередно кубики и шары и исследуйте их форму: находите углы и грани на кубиках и прокатывайте шарики в руках. Называйте предметы «Это шарик. А это кубик».

Воспользуйтесь лотком для скатывания шаров. Еще раз рассмотрите шарик и скатите его по лотку: «Шарик катится». Повторно исследуйте кубик и поставьте его на скат лотка: «Не катится». Предложите ребенку отобрать только шарики.

Предложите в дальнейшем шары разного размера, цвета и изготовленные из различного материала.

Сокращайте свою помощь по мере усвоения ребенком свойств геометрических предметов. Пусть ребенок прокатит по лотку круглую конфету и съест ее. Это его награда!

1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес

В данный возрастной период следует формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: большой, маленький, понимать слово «поменьше». С небольшой помощью взрослого уметь собирать пирамидку из 2-3 колец на конической основе, затем - на прямой.

Научите действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из 2-х одинаковых частей, выбирать однородные предметы по величине.

Предложите ребенку 2 бочонка (большой и маленький), один из которых разборный. Разберите его и снова соберите, если все еще требуется помощь, то помогите выполнить открывание бочонка: выполните поворот и подтягивание его верхней части.

Рассмотрите два бочонка, приложите их друг к другу, поставьте один на другой. Сравнивая их, называйте «Это большой бочонок», «Это маленький бочонок». Затем спросите «Какой бочонок маленький?» и попросите показать его.

Повторите действие открывания бочонка и упражняйтесь во вкладывании маленького бочонка в большой. «Где маленький бочонок?» - поинтересуйтесь у ребенка. Послушайте, как он стучит внутри большого бочонка, когда вы его встряхиваете «Тук-тук-тук! Там внутри стучит».

Позвольте ребенку «прятать» в разборные игрушки любые предметы по его желанию.

Убедившись, что понятия «большой», «маленький» усвоены, можете упражняться в выделении предмета «побольше» и «поменьше» на цепочках однородных предметов: маленький, побольше, самый большой, большой, поменьше, маленький.

Научите собирать матрешку, состоящую из двух матрешек.

Возьмите две одинаковые игрушки, и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того,  как вы будете собирать матрешку.

В то время,  когда  ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: «Возьми маленькую матрешечку. Молодец! Вставь эту маленькую в ту, что побольше». Постепенно добавляйте по одной матрешке.

1 г. 9 мес. - 2 года

В этом возрасте продолжаем учить детей собирать двуместные дидактические игрушки, находить соответствующие детали - вкладыши при выборе из 2-х деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной), понимать слова «поменьше», «побольше», соответствующие промежуточной величине предметов. Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Выполнять задания с ориентировкой на 2 свойства одновременно - цвет и величину, форму и цвет.

Научите подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (цвет, форму, величину).

Поиграйте в игру с машинами, которые нужно расставить по своим гаражам. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Будьте искренни и эмоциональны. Проследите за тем, чтобы ребенок возил машинки левой и правой рукой.

Объясняйте, почему проезжает или не проезжает большая или маленькая машина в тот или иной гараж.

Аналогичные действия проведите с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей используйте полоски цветной бумаги, соответствующие цвету машин.

Научите подбирать подобные предметы, картинки.

Начните с 4-х предметов, хорошо знакомых ребенку (2 кубика, 2 мячика и т.п.). Возьмите один кубик и попросите ребенка: «Найди другой кубик». Повторите с мячами. Постепенно увеличивайте число и разнообразие предметов для подбора. Повторите то же самое с картинками вместо предметов. Для разнообразия используйте 2 целлофановых пакета с одинаковыми предметами. Вы вытаскиваете предмет из своего пакета и просите ребенка найти такой же предмет в его пакете.

Научите ребенка подбирать предмет к картинке, на которой изображен такой же предмет.

Предложите ребенку картинки, изображающие игрушки, похожие на те, которые есть у вашего ребенка. Дайте ему куклу и попросите найти картинку с куклой. Повторите аналогичное задание с другими знакомыми предметами. Поднимите картинку и скажите: «Это мишка. Найди мне другого мишку».

Научите различать предметы различной формы.

Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите, куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию.  Сокращайте свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Как развивать познавательную деятельность ребенка

Рекомендации объяснят родителям, как развивать познавательную активность ребёнка в домашних условиях....

Как развивать познавательную деятельность ребенка 2-3 лет

Практические рекомендации по развитию познавательной деятельности детей третьего года жизни...

Консультация для родителей "Как можно развивать познавательные процессы ребенка в период самоизоляции"

Всем нам пришлось изменить привычный образ жизни, нам  необходимо находиться постоянно дома. Не только взрослому, но и ребенку тяжело приходится в период самоизоляции. Важно полноценно использова...

Консультация для родителей «Развиваем познавательные процессы ребенка, играя дома»

Проблема познавательного развития ребенка очень актуальна на сегодняшний день. Ведь  развитие умственных способностей имеет особое значение для дальнейшего развития ребенка, а самое главное для п...

«Как развивать познавательную активность ребенка 4 – 5 лет»

В этом материале даются рекомендации родителям как отвечать на детские вопросы. Что надо делать, чтобы у ребенка развивался познавательный интерес,...

Играем с камнями Марблс и развиваем познавательные способности ребенка

Варианты применения  камешков Марблс в работе педагога детского сада....