Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"
консультация по теме

Аникина Елена Николаевна

В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2018_chistovik.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальная  задача  педагогов дошкольного образования - развитие личности ребенка. Развитие  личности  предполагает  речевое, интеллектуальное,  художественно-эстетическое, и социально-эмоциональное развитие дошкольника. Особое влияние на развитие личностных качеств детей оказывает театр, как искусство, обладающее большими воспитательными возможностями.

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления  им  нравственного  подтекста  литературного  или  фольклорного произведения, ведь каждое литературное произведение или сказка  для  детей  дошкольного  возраста  всегда  имеют  нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Кукольный театр позволяет  ребенку  решать  многие проблемные  ситуации  опосредованно  от  лица  какого-либо  персонажа.  Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети  знакомятся  с  чувствами,  настроениями  героев,  осваивают  способы  их внешнего  выражения,  осознают  причины  того  или  иного  настроя.  

Кукольный театр является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, заставляет  его  сочувствовать  персонажам,  сопереживать  разыгрываемое событие. Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития  у  детей  эмпатии,  т.  е.  способности  распознавать  эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Успех положительного воздействия кукольного театра на развитие личности дошкольника во многом зависит от педагога. Для каждой возрастной группы характерны свои задачи, содержание работы и  набор специальных игровых умений, способствующих личностному развитию дошкольников каждой возрастной группы.

Итак, процесс по приобщению детей к культуре общества и создания стиля поведения начинается с раннего возраста. 

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста:

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе  просмотра  небольших  кукольных  спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки  сказки.  Внимание  детей  фиксируется  на  том,  что  в  конце  куклы кланяются  и  просят  поблагодарить  их,  похлопать  в  ладоши.  Перчаточные  и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От  их  лица  взрослый  благодарит  и  хвалит  детей,  здоровается  и  прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр - драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы с детьми младшего дошкольного возраста:

 Игра - имитация  отдельных  действий  человека,  животных  и  птиц (дети проснулись-потянулись,  воробышки  машут  крыльями)  и имитация основных  эмоций  человека (выглянуло  солнышко -дети  обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра -имитация  цепочки  последовательных  действии  в  сочетании  с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

Игра-имитация  образов  хорошо  знакомых  сказочных  персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые  читает  воспитатель  («Катя,  Катя  маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация  по  текстам  коротких  сказок,  рассказов  и  стихов, которые  рассказывает  воспитатель  (3.  Александрова  «Елочка»;  К. Ушинский  «Петушок  с  семьей»,  «Васька»;  Н.  Павлова  «На  машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Игра-драматизация  с  несколькими  персонажами  по  народным  сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У  детей  этого  возраста  отмечается первичное  освоение  режиссерской театрализованной  игры - настольного  театра  игрушек,  настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини - постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик -дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданныетемы.

Обогащение  игрового  опыта  возможно  только  при  условии развития специальных игровых умений.

1. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть  доброжелательным  зрителем,  досмотреть  и  дослушать  до  конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

2.Вторая  грyппa  умений  обеспечивает  первичное  становление позиции «артист»,  включающей  умение  использовать  некоторые  средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций.

3.Третья  группа  умений - это умение  взаимодействовать  с  другими участниками игры:  играть  дружно,  не  ссориться,  исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

- в  постепенном  переходе  ребенка  от  игры  «для  себя»  к  игре, ориентированной на зрителя;

- от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

- от  игры  в  малой  группе  сверстников,  исполняющих  аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- от  создания  в  игре  - драматизации  простого  «типичного»  образа  к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В  данном  возрасте  происходит углубление  интереса  к  театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддерживании интереса  к  театрализованной  игре,  в  его дифференциации,  заключающейся  в предпочтении  определенного  вида  игры  (драматизация  или  режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Расширение театрально - игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.

Практически  все  виды  игровых  заданий  и  игр - драматизаций,  которые  освоил  младший  дошкольник,  полезны  и  интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьм и используются

многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-

лебеди», «Красная Шапочка»);

игры-драматизации  по  текстам  рассказов  на  темы «Дети  и  их  игры», «Ребятаи зверята», «Труд взрослых»;

постановка спектакля по произведению.Расширение  игрового  опыта  детей  происходит  также  за счет  освоения театрализованной  игры.

В  возрасте  4-5  лет  ребенок  осваивает  разные  виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года –и с ширмой), театр ложек и пр. Дети

показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка оглупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще  используется  в  самостоятельной  деятельности,  когда  ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речьнесложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

1.Первая  группа  умений  обеспечивает  дальнейшее  развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы  зрительской  культуры:  не  покидать  своего  места  во  время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение  «артистов»,  благодарить  их  с  помощью  аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

2.Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным  образом  это  подразумевает  умение  использовать  средства невербальной  (мимика,  жесты,  позы,  движения)  и  интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

3.Третья  группа  умений  обеспечивает  первичное освоение  позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое  пространство  на плоскости  стола,  наполнять  его  игрушками  и фигурками по своему усмотрению.

4.Четвертая  группа  позволяет  ребенку  овладеть  основными умениями «оформителя  спектакля»,  что  подразумевает  способность  определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы  костюмов,  включаться  в  процесс  изготовления  воспитателем недостающих атрибутов для игры.

5.Пятая  группа  умений,  направленная  на  позитивное взаимодействие  с другими  участниками  игры,  включает  умение  договариваться, устанавливать  ролевые  отношения,  владеть  элементарными  способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель  должен  уделять  внимание  развитию  интереса  к  творчеству  и импровизации  в  процессе  придумывания  содержания  игры  и  воплощения задуманного  образа  с  помощью  разных  средств  выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно  показать  по-разному.  Необходимо  поощрять  желание  придумать  свои способы  реализации  задуманного,  действовать  не  на  основе  копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

Основные  направления  развития  театрализованной  игры состоят  в постепенном переходе ребенка:

 от  игры  по  одному  литературному  или  фольклорному  тексту  к  игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

 от  игры,  где  используются  средства  выразительности  для  передачи  особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

 от  игры,  в  которой  центром  является  «артист»,  к  игре,  в  которой представлен  комплекс  позиций  «артист»,  «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

 от театрализованной игры к театрально - игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая - формирование  положительного  отношения  детей  к театрализованным  играм. Это  подразумевает  углубление  их  интереса  к определенному  виду  театрализованной  игры,  образу  героя,  сюжету,  наличие интереса  к  театральной  культуре,  осознание  причин  положительного  или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым  аспектом  совместной  деятельности  взрослого  и  детей  становится приобщение  детей  к  театральной  культуре, т.е.  знакомство  с  назначением театра,  историей  его  возникновения  в  России,  устройством  здания  театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий,  видами  и  жанрами  театрального  искусства  (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за  счет  освоения  разных  видов  игры - драматизации  и  режиссерской театрализованной  игры.  Старшему  дошкольнику  наравне  с  образно - игровыми этюдами,  играми - импровизациями,  инсценированием  становятся  доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С.  Пушкина»,  «Новые приключения  героев  сказок  Ш.  Перро»  и  пр.  Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

В старшем дошкольном возрасте усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре  начинают  использоваться  русские  народные  сказки - басни  о  животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой  план.  Это  объясняется  тенденцией  к  объединению  разных  видов сюжетной игры, в том числе игры - фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный  планы  дополняют  друг  друга.

Для  старших  дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства  с  театром,  деятельностью  людей,  участвующих  в  постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

1.Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».

2. Вторая  группа  предполагает  углубление позиции  «артист», развитие способности  выражать  свое  отношение  к  идее  спектакля,  герою  и самовыражаться  с  помощью  комплекса  средств  невербальной, интонационной и языковой выразительности.

3.Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что  подразумевает  способность  воплощать  свои  замыслы  не  только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

4.Четвертая  группа  позволяет  ребенку  овладеть  некоторыми умениями оформителя - костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного  зала»,  отбирать,  творчески  использовать  предметы - заместители  и  самостоятельно  изготовленные  атрибуты  и  элементы костюмов, куклы, изготавливать афиши, приглашения и пр.

5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со  сверстниками  в  процессе  планирования  игры,  по  ее  ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Успех положительного воздействия кукольного театра на развитие личности дошкольника во многом зависит от педагога. Задача взрослого максимально одобрить, поддеожать намерения ребенка, оказать ему практическую помощь. Во время театрализованных занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы детей;

- При знакомстве детей с куклами театра выделить время, чтобы они могли познакомиться, поиграть или поговорить с ними.

- Спрашивать у кого получилось похоже, а не говорить у кого лучше

- различными способами вызывать у детей радость.

Педагог должен оказать помощь в осознании дошкольником своих способностей, раскрыть новые качества личности во время проведения кукольных театров.  Роль педагога заключается в том, чтобы создать условия для развития активной творческой деятельности, поэтому субъектами создания театра, его творцами должны стать сами дети - в таком случае у них формируется новый опыт участия в создании кукольных театров, что дает детям возможность пережить чувство радости от собственных творческих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению»

Консультация для родителей «Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению»...

Консультация для родителей. Домашний кукольный театр как средство научить общению

Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговариватьсо своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть телевизор и компьютер - подключившись к Интернету,...

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»

Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, ка...