Социокультурные истоки
рабочая программа на тему

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на четыре года развития ребенка дошкольного возраста. Все занятия по про­грамме и работа по книгам для развития позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей 3-7 лет. Итоговые занятия и книги для развития направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социо­культурного опыта, формирование коммуникативных навыков, управленческих способностей, эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Каждый год развития детей является своеобразным этапом фор­мирования духовно-нравственного стержня личности маленького ребенка. На каждом этапе развития программой предусмотрено решение определенного круга задач по пяти аспектам качества, что к концу учебного года позволяет ребенку достигать определенных результатов в духовно-нравственном становлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ИСТОКИ»

младшая  группа

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной.

Труд души.

№ п/п

НОД

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя».
  2. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.         

1

Любимое имя

Игровое упражнение «Назови свое имя».

Работа в круге: чтение потешек с именами детей (стр.18).

Хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины» (стр.17).

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?». 

Оформление страницы Альбома «Любимое имя (стр.19).

Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 3-4 лет.

Представление серии книг для развития детей 3-4 лет.

 Знакомство с первой книгой для развития детей 3-4 лет «Доброе слово».

 Работа с пословицами в книге для развития детей «Доброе слово».

Активное занятие: Ресурсный круг «Имя моего ребенка».

Октябрь

Задачи:

  1.   Первоначальное  знакомство с социокультурной   категорией  «Слово».
  2. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

2

Доброе слово

Работа в круге. Разговор с детьми о добром слове на основе задания к русской народной сказке «Теремок»(стр. 15) и личного опыта детей. Пересказ рассказа «Жила–была Маша» (стр.21)по ролям. Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…» (стр.21).

Сюжетно–дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя» на основе задания (стр.22).

 Ресурсный круг «Доброе Слово».

Оформление страницы Альбома «Доброе Слово» (стр. 23)

Обобщение итогов работы по теме «Любимое имя».

Работа с книгой «Доброе слово».

Выполнение творческого задания по русской народной сказке «Теремок».

 Активное занятие: Работа в паре «Доброе слово в семье».

Ноябрь

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».
  2. Развитие умения слушать друг друга.  

3

Ласковая песня

Разговор с детьми о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры « Уложи свою любимую куклу спать».

Пение воспитателем ласковой песни Г.. Ладонщикова «Кукольная колыбельная» (стр.25).

Ресурсный круг « Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен (стр.24).

Оформление страницы Альбома «Ласковая песня» (стр.27).

Оформление страницы Альбома «Ласковая песня»: вписать колыбельную песенку своего ребёнка

Декабрь

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории  «Песня».
  2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

 Приобщение к традиции празднования Рождества.

4

Праздничная песня

Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество» (стр.28), рассказа К. Лукашевич «Елка», выполнения задания (стр.29) и личного опыта детей.

Новогодний хоровод «Елочка» или «Нарядили елочку» с участием родителей (стр. 28, 30).

Ресурсный круг «Рождественская елочка». 

Оформление страницы Альбома   «Праздничная песня» (стр. 31).

Предложенные поэтические тексты не только прочитать, но и разучить их с детьми, чтобы  использовать на праздниках, проводимых в детском саду и в семье.

Январь

Задачи:

  1.   Первоначальное знакомство с социокультурной категорией  «Образ». 
  2. Формирование способности понимать чувства других людей.
  3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

5

Любимый образ

Работа  в круге. Беседа с детьми на тему «Моя мама» на основе стихотворений (стр.12), пословицы (стр.14) и личного опыта детей.

Игра «Помощники» (стр.13).

Знакомство с книгой для развития детей 3-4 лет «Добрый мир».

Выполнение задания к русской народной сказке «Золотое яичко».

Работа с пословицами в книге «Добрый мир».

Активное занятие: Ресурсный круг «За что я благодарен маме?»

Февраль

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
  2. Развитие умения выражать свои добрые чувства.
  3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

6

Образ света

Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек (стр.16,18), русской народной песни «Солнышко» (стр.18) и личного опыта детей.

Игры «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок» (стр.17).

Ресурсный круг « Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке» (стр.16,18).

Оформление страницы Альбома «Образ света» (стр.19).

Обобщение  итогов по теме «Любимый образ».

Март

Задачи:

  1.   Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
  2. Развитие мотивации на общение со взрослым.
  3. Развитие положительного восприятия мира.

7

Добрый мир

Работа в круге. Разговор с детьми о добром мире на основе задания к русской народной сказке «Золотое яичко» (стр. 10), стихотворения Е. Королевой «Наш дом» (стр.20) и рассказа Э. Михайленко «Самый лучший в мире дом» (стр.22).

Игра «Вышла курочка гулять» (стр.11).

Ресурсный круг «Добрый мир». 

Работа с книгой «Добрый мир».

Активное занятие: Ресурсный круг «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?».

Апрель

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией« Книга».
  2. Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.
  3. Развитие умения слышать друг друга.

8

Добрая книга

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка» (стр.5-10), потешек (стр.12), рассказа Л.Нечаева «Самый вкусный пирожок» (стр. 13), стихотворений А.Плещеева и Я.Егорова (стр.14) и личного опыта детей.

Хороводная игра« Репка» (стр.11).

Ресурсный круг« Добрая книга».

Оформление страницы Альбома «Добрая книга» (стр.15).

Знакомство с книгой для развития детей 3-4 лет «Добрая книга».

 Выполнение заданий к русским народным сказкам «Репка», «Маша и медведь».

Работа с пословицами в книге «Добрая книга».

Май

Задачи:

  1.   Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории  «Книга».
  2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.
  3. Создание позитивного настроя на общение в группе.

9

Любимая книга

Совместное чтение книг: родители читают книги детям.

Выполнение задания «Загадайте детям загадки по сказкам (стр.22).

Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «О любимых книгах».

Игра из любимой книги. Варианты: хороводная игра «На лугу» (стр.4), игры–драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко».

Ресурсный круг «Моя любимая книга». 

Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребенка» (стр.23) предлагается выполнить дома вместе с родителями. Активное занятие: Ресурсный круг «Какие добрые чувства могут пробудить книги для развития в сердце ребенка?».

Подведение итогов работы за год.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ИСТОКИ»

средняя группа

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной.

Труд души.

№ п/п

НОД

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Задачи:

 Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».

Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.

Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

1

Дружная семья

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр.5 – 9),

рассказов: Л. Корсунской «Семья» (стр.11), Э. Шима «Брат и младшая сестра (стр.18), Е.Пермяка «Первая рыбка» (стр.16),

стихотворений (стр.12-13), потешек (стр.14), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр.15).

Работа в паре «Дружная семья » (стр.19-20).

Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 4-5 лет.

Представление серии книг для развития детей 4-5лет.

 Работа с книгой для развития «Дружная семья».

Октябрь

Задачи:

 Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

Развитие умения слушать друг друга.

2

Домашнее тепло

Пальчиковая игра

«Семья» (стр.14).  

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов (стр.24 – 25), пословиц (стр.3) и личного опыта детей.

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (стр.25).

Ресурсный круг «Домашнее тепло».

 Выполнение заданий по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и рассказу

 Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

 Работа с пословицами, помещенными в книге.

 Активное занятие: Работа в паре «Народная мудрость о семье».

Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» (стр.27).

Ноябрь

Задачи:

 Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».

Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.

Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

3

Дороги добра

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй»? на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (стр.5-7), потешек (стр.8), рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка» (стр.10), пословиц (стр.4) и личного опыта детей.

Игра «Огород» (стр.9), хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько» (стр.12).

Работа в паре « Дороги добра» (стр.13-14).

Знакомство и работа по книге «В добрый путь».

 Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок золотой гребешок», «Снегурушка и лиса».

Оформление страницы Альбома «Дороги добра» (стр.11) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Декабрь

Задачи:

Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».

Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

4

Сказочный лес

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок–золотой гребешок» (стр.18-21), «Снегурушка и лиса» (стр.23-25), стихотворения И.Томаковой «Ели», пословиц (стр.16).

Хороводная игра «Хоровод в лесу» (стр.17).

Работа в паре «Сказочный лес» (стр.26-27).

Оформление страницы Альбома «Сказочный лес» (стр.22).

Работа с пословицами, помещенными в книге «В добрый путь».

Активное занятие: Ресурсный круг «Какую  роль играет семья в формировании положительного жизненного опыта у детей?».

Январь

Задачи:

 Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

Воспитание у детей доброго отношения к животным.

Развитие  способности договариваться, приходить к единому мнению.

5

Добрая забота

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных»? на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (стр.5-8), пословиц (стр.4), русской народной песни «Буренушка» (стр.12) и личного опыта детей.

Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (стр.9).

Работа в паре  «Добрая забота» (стр.13-14).

Оформление страницы Альбома «Добрая забота» (стр.11).

Знакомство с книгой для развития детей 4-5 лет «Добрая забота».

Выполнение творческих заданий по рассказам О.С. Абрамовой «Добрая забота» и К.Д. Ушинского «На что тебе?».

Февраль

Задачи:

 Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».

Воспитание у детей уважения к труду.

Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.

6

Праведный труд

Работа в круге.  Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник» (стр.17-20), П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» (стр.24-25), Т. Шорыгиной «Жатва» (стр.25) и стихотворения В. Глущенко «Грядка» (стр.21).

Русская народная игра «Кто с нами»? (стр.22-23).

Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?».

Оформление страницы Альбома «Праведный труд» (стр.27).

 Работа с пословицами, помещенными в книге.

 Активное занятие: Ресурсный круг «Как книга поможет научить детей проявлять сострадание и милосердие?».

Март

Задачи:

 Первоначальное знакомство с социокультурной категорией  «Труд души».

Воспитание у детей интереса и любви к сказке

Развитие умения работать в паре.

7

Любимая сказка

 Викторина «Узнайте сказку» (стр.10) и «Отгадайте сказочного героя» (стр.12).

Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любимой сказки».

Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» (стр.9).

Ресурсный круг «Моя любимая сказка».

Знакомство с книгой «Благодарное слово».

 Выполнение заданий по русской народной сказке «Крошечка Хаврошечка» и А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оформление страницы Альбома «Любимая сказка» (стр.11) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Апрель

Задачи:

Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».

Развитие взаимодействия детей и взрослых.

Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

8

Благодарное слово

 «Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н. К. Абрамцевой«Правдивая история о садовнике» (стр.15-19), Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр.20), пословиц (стр.14) и личного опыта детей.

Выполнение творческого задания на странице 22.

Инсценирование рассказа Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр.20).

Ресурсный круг «Благодарное слово».

Оформление страницы Альбома «Благодарное слово» (стр.21).

Выполнение заданий сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Ресурсный круг «Как книга поможет вам в формировании умения у детей быть благодарными?».

Май

Задачи:

 Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

9

Светлый праздник

Чтение детям фрагмента произведения Н.С.Шмелева «Троица».

Работа в круге. Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов К. Д. Ушинского «Березка» (стр.27), «Сказки про березоньку» (стр.30), стихотворения «Я березка кудрявая» (стр.28) и личных впечатлений детей.

Художественно-игровая деятельность детей. Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (стр.29).

Присоединение к празднику Светлой Троицы. Чтение воспитателем отрывка из Слова к родителям (стр.24), со слов «В Троицын день»… до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим»).

Ресурсный круг «Доброе слово березке».

Оформление страницы Альбома «Светлый праздник» (стр.31).

Работа в круге по книге «Благодарное слово».

Выполнение задания по «Сказке о березоньке».

 Работа с пословицами, помещенными в книге.

 Активное занятие: Ресурсный круг «Светлый праздник».

 Подведение итогов работы за год.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ИСТОКИ»

старшая группа

Вера. Надежда. Любовь. Мудрость.

№ п/п

НОД

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Задачи:

Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». 

Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

Развитие мотивации на общение в группе.

Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

1

Верность родной земле

Работа в круге. Беседа с детьми по основе прочитанных былин: «Илья Муромец» (стр.4-7); «Добрыня Никитич и Змей» (стр.8-11); «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр.3).

Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21)

Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».

Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь»

(стр.19).

Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 5-6 лет.

Представление серии книг для развития детей 5-6лет.

 Работа с книгой для развития «Верность родной земле».

Октябрь

Задачи:

Дальнейшее освоение духовно-нравственной  категории «Вера».

Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

Развитие представления о верности родной земле.

2

Верность родной земле

Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря.

Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр.20).

Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр.14-15); «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр.16-18) и пословиц (стр. 3).

Работа в паре «Защитник Отечества» (стр.23).

 Выполнение родителями заданий по тексту былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович» и др.

 Работа с пословицами, помещенными в книге.

Ноябрь

Задачи:

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».

Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

Развитие  адекватной самооценки.

3

Радость послушания

Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок: «Гуси -лебеди» (стр.4 -6), «Аленький цветочек» (стр.7-22), «Царевна - лягушка» (стр.24-25), пословиц (стр.3) и личного опыта детей.

Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр.26).

Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр.27).

Знакомство и работа по книге «Радость послушания».

Выполнение родителями заданий по русской народной сказке «Гуси - лебеди» и сказке А.Аксакова «Аленький цветочек».

Работа с пословицами, помещенными в книге «Радость послушания».

Активное занятие: Работа в четверке «Радость послушания».

Рекомендации по дополнительному чтению: р.н.с «Хрустальная гора», р.н.с «Волк и семеро козлят», р.н.с «Дочь и падчерица».

Декабрь

Задачи:

 Освоение духовно-нравственной категории« Надежда».

Развитие умения слушать друг друга.

Развитие целостного восприятия.

4

Светлая надежда

 Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И.С.Шмелева «Лето Господне» («Рождество» стр.5-8),

Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр.9-10), Ф.М.Достоевского «Божий дар» (стр.12-14), пословиц (стр.4) и личного опыта детей.

Хоровод «Рождество» (стр.28, книга «Доброе слово»).

Ресурсный круг « Рождественское чудо».

Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр.11).

Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет «Светлая нажеда».

 Выполнение заданий по произведениям: И.С. Шмелева «Рождество», «Счастье мое миндальное»; Ф.Н. Достоевского «Божий дар»,; Л. Нечаева «Саночки».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Ресурсный круг «Светлая надежда».

Январь

Задачи:

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда».

Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

5

Доброе согласие

Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведений И.С.Шмелева «Лето Господне» (Счастье мое миндальное» стр.17-18); А.Нечаева «Саночки» (стр.20-21); пословиц (стр.16) и личного опыта детей.

Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр.15 и стр. 25 книги «Дружная семья»).

Работа в паре «Построим дом» (стр.26-27).

Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр.25).

Знакомство с книгой для развития детей «Добрые друзья».

Выполнение родителями заданий по сказкам «Сивка - бурка», «Зимовье зверей».

 Рекомендации прочитать дополнительно К. Лукашевич «Под рождество», В. Бенедиктов «Ёдка», А. Плещеев «Зимний вечер».

Февраль

Задачи:

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией  «Любовь».

Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

6

Добрые друзья

Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и  друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр.5-10), «Зимовье зверей» (стр.12-14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр.10).

Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?».

Выполнение творческого задания (стр.11).

 Работа с пословицами, помещенными в книге.

 Активное занятие: Работа в микрогруппе «Талант любви».

Март

Задачи:

Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь».

Формирование  потребности в социальном соответствии.

Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

7

Добрые дела

Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела на основе сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (стр.17-32), пословиц (стр.16 и 32) и личного опыта детей.

Русская народная игра «Кто с нами?» (стр.22 Книги «Добрая забота»).

Работа в паре «Добрые дела» (стр.34-35).

Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр.33).

 Знакомство с книгой для развития детей «Добрые дела».

 Выполнение родителями заданий по сказке «Конек - горбунок».

Рекомендации по дополнительному чтению: р. н. с «Два Ивана – солдатских сына», р.н.с «Скатерть, баранчик и сума», В.П. Катаев «Цветик - семицветик».

Апрель

Задачи:

Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией

« Мудрость».

Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

Формирование потребности в социальном соответствии.

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

8

Мудрое слово

Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр.5-7), «Белая уточка» (стр.10-14), пословиц (стр.4 и 7) и личного опыта детей.

Речевая игра «Мудрые слова» (стр.8).

Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?».

Выполнение творческого задания (стр.9).

Знакомство с книгой для развития детей «Мудрое слово».

 Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам«Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Пастушья дудочка», «Названный отец».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в микрогруппе «Мудрое слово».

Май

Задачи:

Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость».

Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей).

9

Мудрые люди

Работа в круге. Беседа с детьми на тему « Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр.17-21), «Названный отец» (стр. 22-26), пословиц (стр.16, 4. 7) и личного опыта детей.

Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам.

Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами».

Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр.26).

Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр.27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности.

Рекомендации по дополнительному чтению: А. Плещеев «Лето», р.н.с «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», р.н.с «Скорый гонец».

Создание книги «Любимые игры бабушек и дедушек»

Подведение итогов работы за год.

Семейный праздник «Мои Истоки»



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ИСТОКИ»

Подготовительная  группа

Вера. Надежда. Любовь. Мудрость.

№ п/п

НОД

Совместная деятельность с педагогом

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова».
  2. Развитие общения в паре.
  3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка.

1

Сказочное слово

Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка на основе русской народной сказки «Царевна – лягушка» (стр.4-10), сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (стр.11-26), личного опыта детей.

Выполнение задания (стр.27).

Игра-драматизация «Путешествие по сказкам».

Работа в паре « Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» (стр.30-31).

Оформление страницы Альбома « Моя любимая сказка» (стр.29).

Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 6-7 лет.

2. Представление серии книг для развития детей 6-7 лет.

3. Работа в круге с книгой для развития «Сказочное слово».

4. Выполнение родителями заданий по русской народной сказке «Царевна лягушка», А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» .

5. Работа с пословицами, помещенными в книге.

6. Активное занятие: Работа в микрогруппе «Мудрость сказочного слова».

Октябрь

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова».
  2. Развитие умения общаться в паре.
  3. Приобщение к традиции напутственного слова.

2

Напутственное слово

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» (стр.5), русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (стр.6-14), пословиц (стр.4) и личного опыта детей.

Выполнение задания на страницах 16-17.

Игра «Доброе слово сказать, посошок в руку дать».

Работа в паре «Напутственное слово» (стр.18).

Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная» (стр.15) предлагается выполнить детям дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности

Знакомство и работа по книге «Напутственное слово».

Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса прекрасная», «Перышко Финиста Ясна - сокола».

Работа с пословицами, помещенными в книге «Напутственное слово».

Активное занятие: Ресурсный круг «Напутственное слово в семье».

Ноябрь

Задачи:

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова».
  2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
  3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

3

Жизненный путь

Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна-сокола» (стр.21-32), притчи «Старик и яблоня» (стр.33), пословиц (стр.20) и личного опыта детей.

Выполнение задания «Этапы жизненного пути» (стр.34).

Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей).

Ресурсный круг «Жизненный путь».

Оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?» (стр.35).

Знакомство и работа по книге «Напутственное слово».

Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса прекрасная», «Перышко Финиста Ясна - сокола».

Работа с притчей «Старик и яблоня»

Работа с пословицами, помещенными в книге «Напутственное слово».

Активное занятие: Ресурсный круг «Жизненный путь»

Декабрь

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа».
  2. Создание позитивного настроя на общение в группе.
  3. Формирование ресурса успеха.

4

Светлый образ

Работа в круге. Беседа с детьми о преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, аудиозаписей колокольных звонов, произведения И.С.Шмелева «Богомолье» («Благословение» стр.5-8), фрагментов «Жития преподобного Сергия Радонежского» (стр.9-14).

Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского».

Оформление страницы Альбома «О преподобном Сергии Радонежском» (стр.14).

Знакомство с книгой для развития детей 6-7лет « Светлый образ».

Выполнение родителями заданий к рассказам по мотивам житейной литературы, помещенных в книге.

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского».

Январь

Задачи:

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа».
  2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
  3. Приобщение к отечественной святыне.

5

Чудотворный образ

Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по фрагментам из «Жития преподобного Сергия Радонежского» (стр.13, 24-25), на основе рассказа «Куликовская битва» (стр.19-23).

Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование).

Работа в паре «Светлый образ» (стр.26-27).

Выполнение задания (стр.27).

Знакомство с книгой для развития детей 6-7лет « Светлый образ».

Выполнение родителями заданий к рассказам по мотивам житейной литературы, помещенных в книге.

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в паре «Светлый образ».

Февраль

Задачи:

  1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».
  2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам).
  3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию.

6

Мастера и рукодельницы

Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» (стр.5-12), пословиц (стр.4).

Выполнение задания (стр.14, 16).

Игра «Где мы были».

Работа в паре «Мастера и рукодельницы (стр.17-18).

Оформление страницы Альбома «Русские узоры» (стр.15) предлагается выполнить детям на занятии по изобразительной деятельности или дома.

Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы».

Выполнение родителями заданий по сказу П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван – крестьянский сын и Чудо - Юдо».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в четверке «Мастер своего дела».

Март

Задачи:

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела».
  2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре.
  3. Развитие единого контекста в группе.

7

Старание и терпение

Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко» и «Иван крестьянский сын и чудо - юдо» (стр.26-32) и пословиц (стр.20).

Игра «Куда иголочка, туда и ниточка».

Работа в паре: «Старание и терпение» (стр.34-35).

Творческое задание «Иллюстрация сказке» (стр.33) выполняется детьми дома или на занятии по изобразительной деятельности.

Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы».

Выполнение родителями заданий по сказу П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван – крестьянский сын и Чудо - Юдо».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в паре «Старание и терпение».

Апрель

Задачи:

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».
  2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых.
  3. Развитие единого контекста в группе.

8

Семейные традиции

Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе рассказов О. Абрамовой «Семейная радость» (стр.5) и И.С.Шмелева «Благовещение» (стр.12-13), сказа П. П.Бажова «Живинка в деле» (стр.6-11), пословиц (стр.4) и личного опыта детей.

Выполнение задания (стр.14).

Весенний хоровод по усмотрению воспитателя.

Работа в паре «Семейные традиции» (стр.16).

Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи» (стр.15) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

Выполнение родителями заданий по сказу П.Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в четверке «Семейные традиции».

Подведение итогов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании.

Май

Задачи:

  1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника»
  2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
  3. Подготовка детей к созданию «Первой книги» (начальная школа).

9

Книга-праздник души

Рассматривание выставки «Книга – праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет).

Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет.

Выполнение задания (стр.51-52)

Игра из любимой Книги для развития детей.

Работа в паре «Книга-праздник души» (стр.54-55).

Оформление страницы Альбома «Мои Истоки» (стр.53) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

Знакомство со 2 частью книги для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

Выполнение родителями заданий по сказу П.Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Работа с пословицами, помещенными в книге.

Активное занятие: Работа в четверке «Книга – Праздник души».

Подведение итогов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании.

Задачи:

  1. Осмысление и прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы.
  2. Развитие ресурса успеха.
  3. Развитие единого контекста воспитания и развития в ДОУ и школе.

10

До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!

Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития).

Ресурсный круг с делегированием «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

АНКЕТА об участии в онлайн-занятии Межрегиональной Педагогической мастерской «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» «ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Развитие умений обучащихся, анализировать способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у детей 5-8лет, гордости за великий подвиг и вел...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....