Памятка для воспитателей по развитию мелкой моторики пальцев рук. Общие правила, упражнения, игры
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гудзан Елена Андреевна

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx95.36 КБ

Предварительный просмотр:

"Нарисуй пальцами кружочки"
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

"Давай поздороваемся"

(задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - "поздороваемся"; б) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

http://detsovetnik.ru/wp-content/uploads/2013/09/13.jpg

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Успехов Вам!                                                                

 «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

   В.А. Сухомлинский  

ПАМЯТКА

          Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От примитивных хватательных жестов ладонью, характерных для 2-3 летнего ребенка, малыш переходит к более мелким движениям пальцами. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выявляет интеллектуальную готовность ребенка к письму, связной речи и логическому рассуждению.

 Очень полезно на занятиях и во внеурочное время проводить упражнения с  пуговицами, пластилином, бумагой, ножницами, карандашами, песком, водой, с различными природными материалами (шишками, камешками, ракушками, желудями) и т.п.

Рекомендуется шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям, но и воспитателям, занимающимся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.  

Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

          *любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

          *сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.

          *число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;

           *повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

           *интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;

           *продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;

           *перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Упражнения, способствующие развитию моторики рук:

1Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

  • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
  • специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • собирание разрезных картинок, ягод;
  • разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

- следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой  моторики рук регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток и свободного времени детей.

Игры – тесты

позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.

             "Пальчик с носиком здороваются"


     После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа; б) мочки левого уха. 

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

                    "Уложи монеты в коробку"

 
    На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов,

пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Консультации для воспитателей по развитию мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Игры, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

Игры и упражненияпо развитию мелкой моторики пальцев рукдля детей 2-3лет...

Мастер - класса для воспитателей по развитию мелкой моторики рук у детей «Наши пальчики играли».

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в шк...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...