Презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
презентация на тему

Презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Слайд 2

«Эксперимент» (от греч. е xperimentym ) – проба, опыт. Эксперимент - это любой опыт, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Слайд 3

Детское экспериментирование – один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Слайд 4

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ ф ормирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта; расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; расширение детского кругозора ; воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности

Слайд 5

Экспериментально-исследовательская деятельность Постановка вопросов проблемного характера опыт Наблюдения Фиксация результатов моделирование Рассказы, сказки, загадки, стихи Эвристические беседы Дидактические игры Трудовые поручения

Слайд 6

Формы и методы организации экспериментальной деятельности Игровая деятельность : экспериментальные игры «Перевернутое имя», «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей . Лабораторные работы, опыты-эксперименты : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности . Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

Слайд 7

Работа по образцу : рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций : использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию. Драматизация: ребенок берет на себя, то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос. Форма организации деятельности детей на занятии : индивидуально-групповая.

Слайд 8

Формы проведения занятия занятие-игра сказка экскурсия занятие-эксперимент занятие-соревнование

Слайд 9

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать: возрастные особенности детей закономерности психического развития ребенка жизненный опыт дошкольника

Слайд 10

Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах Первая младшая группа развитие наглядно-образного мышления дети экспериментируют с предметами, рассматривают объекты делают кратковременные наблюдения отвечают на простейшие вопросы выполняют простейшие поручения Вторая младшая группа способны улавливать простейшие причинно-следственные связи появляется вопрос «почему?» пытаются сами отвечать на вопросы реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут

Слайд 11

Средняя группа -действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные - необходим визуальный контроль взрослых в целях безопасности и поощрения воспитанников - начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений - можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования Старшая группа - воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы - даются задания по прогнозированию результатов - опыты проводятся поэтапно - фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы - вводятся длительные эксперименты - хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть

Слайд 12

Подготовительная к школе группа - проведение экспериментов – норма жизни - проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться - проявляют инициативу - могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений - самостоятельно убирают оборудование после опытов

Слайд 13

Этапы организации и проведения опытов: 1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации 2. Обсуждение проблемы коллективно 3.Прогнозирование результата (стар. возраст) 4. Уточнение правил безопасности 5.Уточнение плана исследования 6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования 7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя) 8. Наблюдение результатов эксперимента 9. Фиксирование результатов эксперимента 10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте)

Слайд 14

месяц тема цель вывод декабрь «Прозрачность льда » Познакомить детей со свойством льда - прозрачностью Предметы видны через лед, потому что он прозрачен январь «Зависимость состояния воды от температуры» Закреплять представления о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое февраль Проект «Как растет лук» Развивать мышление, воображение, любознательность в процессе опытно-исследовательской деятельности Для роста, правильного развития и плодоношения растениям необходимы вода, свет, тепло

Слайд 15

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

Слайд 16

1-я команда Что является объектом познания детей раннего возраста?

Слайд 17

2-я команда Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет

Слайд 18

1-я команда Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет

Слайд 19

2-я команда Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет

Слайд 20

1-я команда Назовите формы работы по познавательному развитию с детьми 2-4 лет

Слайд 21

2-я команда Перечислите виды экспериментов с детьми 5-7 лет

Слайд 22

1-я команда Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет

Слайд 23

2-я команда Какова новая форма познания у детей 4-5 лет?

Слайд 24

Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....