Детско-родительский проект «Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»
проект (подготовительная группа) на тему

Жук Ирина Михайловна

«Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители. Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, - и о динозаврах,   и о  глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда    я появился».  Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава! Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики   и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья.  Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают   те конфликты, которые типичны для них самих,  для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход   из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями   и сестрами, с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_proek_po_skazkam.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский  проект

«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»

                                                                             Выполнил: Жук Ирина Михайловна

                                                                                               воспитатель

 

Пояснительная записка

«Сказка - самая здоровая пища – не лакомство,                

насущный очень питательный хлеб»

                                                                                                                      К.  Чуковский.

«Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители.

Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, - и о динозаврах,                и о  глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда                            я появился».  Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава!

         Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики                                   и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья.  Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают                                те конфликты, которые типичны для них самих,  для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход                из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями                           и сестрами, с другими людьми.

Основная часть

Характеристика проекта.

По типу –  познавательно-творческий,

По виду – творческий

По форме – групповой (участвуют дети и родители)

По длительности долгосрочный  один год

Проблемы:

      Редкое чтение сказок родителями своим малышам. Отсутствие у детей  интереса, к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажется неизбежным.                        А также недостаточное осознание детьми русских народных сказок.

Актуальность

Важную роль в формирования нравственных качеств и оценок у детей играет  художественная литература, а именно сказки. Сказочный мир – страна реальных фантазий  и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света и загадочных звуков. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенными веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.                                          

Сказки  не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог                            Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним                       из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.

Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего;  смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.

Цели проекта:

        Содействие гармонизации отношений между родителями и детьми через знакомство с творчеством русского народа, фольклора и  русской художественной литературы

Задачи проекта:

Дети:

1.Познакомить с творчеством русского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

2.Формировать навыки сотрудничества взрослого и ребенка.

3.Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

4.Развивать артистические способности.

5.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

6.Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми                 в разных ситуациях;

7.Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными                           по сказкам народа.

8.Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.

8.Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями  к речевому общению между собой.

10.Развитие творческих способностей, фантазии детей.

Родители:

1.Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

2.Развитие совместного творчества родителей и детей.

3.Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

4.Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Участники проекта:  Воспитатели, родители и дети.

Ожидаемый результат:

1.Родители и дети проявляют активность в творческой деятельности.  

2.Родители осознают значимость нравственного воспитания через  сказки.

3.Ребята умеют принимать накопленный практический опят в работе с книгой, сказкой.

5.У ребят проявляется интерес к русской литературе.

6.Наблюдается гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Принципы реализации проекта:        

1.Принципы развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие  нравственного воспитания через сказку.

2.Принципы дифференциации и индивидуализации предлагает  создать стимул, побуждающий к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажутся неизбежным.

3.Принципы диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной  и встречной открытостью, искренностью взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное  усвоение.

4.Принцип доступности предлагает соответствие содержания характера, и объёма учебного материала с уровнем развития подготовленности детей.

5.Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач, оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности                        с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.  

6.Принцип последовательности заключается в постоянном  чтение сказок.        

Методы:        

        Беседы, игры драматизации, чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр видеофильмов, обсуждение результатов  мероприятий: «Неделя добрых сказок».

Формы:

Специально организованная образовательная деятельность, театрализация, досуги (конкурсы, викторина «В гостях у сказки») диагностика, фотовыставка. Продуктивная деятельность - рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный:

Определение темы (проблемы проекта)

-Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

 Сбор информации, литературы, дополнительного материала

2 этап: Реализация проекта:

 Работа по плану с детьми, родителями, педагогами

3 этап:  Заключительный:

1.Презентация проекта на заседании педагогического совета.

2.Обработка результатов реализации проекта.

3.Итоговое интегрированное занятие «В гостях у сказки»

4.Оформление в группе « Музея сказок»

Механизмы реализации проекта:

Направление работы

Содержание работы

Периодичность

Работа с детьми

Диагностика по выявлению знания сказок с целью воспитания нравственных качеств

2 раза в год

Ознакомление со сказкой (как вид занятия)

1 раз в неделю

Беседа о прочитанных сказках

1 раз в месяц

Познавательное чтение (свободная деятельность)

3 раза в неделю

Просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей по программным и литературным произведениям

1 раз в неделю

Продуктивная деятельность - рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков

В течение года

Поделки из различных материалов  «Мое отношение к русским народным сказкам»

В течение года

Театрализованные постановки, развлечения, досуги

1 раз в 2месяца

Творческие отчеты организация выставки «Любимая сказка»

1 раз в 2 месяца

Сотрудничество с родителями

Помощь в создании и оснащении материалом семейного мини-музей в группе

В течение учебного года

Анкетирование родителей

В начале и в конце учебного года

Оформление фото альбома «Превращаемся в героев сказок»

Новогоднее представление

Консультации родителей по данной теме

В течение учебного года

Помощь в создании библиотеки (подбор книг и оформление библиотеки)

В течение  учебного года

Тематические встречи родителями «Встреча в стране детства»

Ноябрь

Родительская гостиная  «Круглый стол»

Март

Методическое содержание

Организация предметно-развивающей среды

В течение реализации проекта

Подбор и анализ художественной литературы, направленной на воспитание  нравственных качеств через сказку и оформление библиотечного уголка в группе

4 квартал

Конспекты игр-бесед, занятий

В течение реализации проекта

Подбор сказок, стихов, картинок, иллюстраций

4 квартал

Подбор д/и,  упражнений по данной теме

В течение реализации проекта

Консультативный материал для родителей, стенды, памятки, выставки

В течение реализации проекта

 

Список источников

1.В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.  Москва 2006.

1.Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста.  Москва  

«Просвещение» 1979.

3.В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.

4.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984

5.З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.

6.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.

7.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Приложение 1

Анкета

                           «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Кто в вашей семье занимается воспитанием детей?

1. мама

2. папа

3. дедушка, бабушка

4. няня

5. кто-то еще (укажите кто)___________________________________

2. Сколько времени вы проводите со своими детьми?

 -2 часа в день

 -4 часа в день

 -полдня

1. весь день

3.Читали вам в детстве сказки?

1. да

2. нет

3. очень мало

4. не помню

4. Читаете ли Вы своим детям сказки?

1. да

2. нет

3. иногда

5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?

1. с трех месяцев

2. с одного года

3. с трех лет

4. Ваш вариант____________________________________________

6. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?

1. чтение

2. рассказ

3. рассказ выдуманной сказки

4. театрализация

7.Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?

1. всегда

2. иногда

3. никогда

8. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?

1. телевидению

2. компьютерным играм

3. сказкам

4. мультфильмам

5. чему-то другому _________________________________________

9. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?

 - да

 - нет

 - не знаю

10. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка?

 - развлекательную

 - развивающую

11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?

 - интеллект

 - речь

 - творческие способности

 - что-либо другое

12. Знакомы ли вы с инновационными методами воспитания сказкой?

 - да

 - нет

 - хотели бы познакомиться

13. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?

 - да

 - нет

 - иногда

14. Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных

сказок?

 - да

 - нет

 - иногда

15. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской

народной сказки?

 - с удовольствием

 - неохотно

 - не купили бы

16. Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?

 - положительным

 - отрицательным

 - вообще не подражает

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_______________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

__________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

__________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

__________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

__________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

Приложение 2

Методика «Закончи историю»

Автор Р.М. Калинина

Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание               к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы                               с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе

нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают                              по очереди четыре истории {в произвольном порядке).

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки.

Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу.

Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» 1щда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

4 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.

5 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует                          и нравственную норму не формулирует.

6 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

7 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Таблица

Критериально-уровневая шкала формирования словаря детей старшего

дошкольного возраста с недоразвитием речи

Критерии

Уровни

Низкий

Достаточный

Высокий

Нравствен

ные

качества

Ребенок не может

продолжить историю,

или дает

односложный ответ,

не может оценить

поступки детей. Он

по-разному

продолжает истории,

оценивает поведение

детей как правильное

или неправильное,

хорошее или плохое,

но оценку не

мотивирует и

нравственную нормы

не выделяет.

Ребенок продолжает

истории с позиции

нравственных норм,

называет нравственную

нормы, правильно

оценивает поведение

детей, но не

мотивирует свою

оценку.

Ребенок раскрывает

особенности

разрешения

проблемной ситуации с

позиции нравственной

нормы, называет

нравственную норму,

понимает ее значение

для взаимоотношений

людей и может

обосновать свое

мнение, правильно

оценивает поведение

детей и мотивирует

свою оценку.

_______________                                                              ___________________

         (подпись)                                                                                              (расшифровка подписи)

                                                                                                        «_____» _______________ 20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"

Методическая разработка родительского собрания...

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Детско-родительский проект «Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»

Детско-родительский  проект«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»                              ...